Представитель известной актерской династии и звезда недавнего хита «Аутсорс» Данил Стеклов убежден, что настоящее искусство, как и сама жизнь, строится на драматической основе. В его понимании комедии — это лишь легкий поверхностный жанр, в то время как глубина и правда жизни раскрываются именно через драму, а порой и через трагедию.
Дорога через страдания
«Для меня стакан всегда наполовину пуст, а не полон, — признается актер. — Даже в самых смешных ситуациях я вижу подтекст, который неизбежно ведет к драме. Может быть, это мое личное восприятие, но мне кажется, что только через сложные жизненные испытания человек по-настоящему раскрывается».
Такой подход во многом определил его восприятие «Аутсорса» — сериала, который многие зрители восприняли как черную комедию. Однако Стеклов настаивает, что в его основе лежит именно драма, пусть и с элементами абсурда. Он признается, что когда читал сценарий, то ожидал большего количества комедийных моментов, но в процессе съемок стало ясно: это история о людях, попавших в безвыходные обстоятельства. А разве может быть что-то более драматичное? Хотя, конечно, черный юмор в сериале присутствует, но он лишь подчеркивает трагичность ситуации.
Универсальность «Аутсорса»
Сериал 2025 года многие посчитали историей, жестко привязанной к эпохе 90-х, но сам Стеклов уверен, что его сюжет гораздо глубже временных рамок. Актер проводит параллели с классическими произведениями, которые остаются актуальными вне зависимости от эпохи. Шекспир, Чехов, Достоевский — их пьесы и романы ставят и переосмысляют в любые времена, потому что они говорят о вечных человеческих конфликтах. То же самое и с «Аутсорсом», считает Данил, поскольку в центре сюжета не конкретные исторические события, а люди с их страстями, амбициями и слабостями.
Он даже шутит, что действие сериала можно было бы перенести в совершенно другую эпоху без потери смысла: «Мы с коллегами иногда фантазировали: а что, если второй сезон снять в XVIII веке? Острог, каторга, те же самые персонажи, но в другом историческом контексте. И знаете что? Все равно бы сработало, потому что суть в людях, а не в декорациях. Ведь проблемы власти, предательства, любви и ненависти существовали во все времена».
Возвращение к серьезному кино
Одной из самых обсуждаемых особенностей «Аутсорса» стал необычный формат съемки — 4:3, напоминающий старые телевизоры. Для многих зрителей это стало неожиданным решением, но актер Данил Стеклов видит в этом определенный смысл. «Такой формат не просто стилизация, — объясняет он. — Он заставляет зрителя сконцентрироваться, отказаться от привычного «развлекательного» восприятия. Ты не просто пассивно смотришь сериал, а включаешься в диалог с авторами. Как если бы человеку намеренно сузили поле зрения, чтобы он не отвлекался на второстепенное».
Актер сравнивает этот эффект с чтением серьезной литературы: когда ты берешь в руки книгу, то настраиваешься на вдумчивое восприятие. То же самое происходит и здесь — узкий экран как будто отсекает все лишнее, оставляя только суть. Это сознательное решение создателей, Данил полностью его поддерживает, потому что оно работает на атмосферу и глубину повествования.
Одержимость правдой и человеческие страсти
Говоря о своем персонаже, Данил Стеклов углубляется в философские рассуждения о природе одержимости. Его герой — человек, дошедший до крайности в своем стремлении к справедливости. Он настолько помешан на правде, что готов переступить через все моральные нормы. Но разве это так далеко от реальности? Ведь каждый из нас в чем-то фанатичен, просто в обычной жизни люди стараются держать свои страсти под контролем.
Актер продолжает: «Мой персонаж задается вопросом: кто из нас не одержим чем-то? Один живет ради карьеры, другой — ради семьи, третий коллекционирует редкие вина. Мы все в какой-то степени фанатики, просто степень этой одержимости у всех разная. Мой герой перешел ту грань, где страсть превращается в разрушительную силу. И в этом его трагедия».
«Кто из нас не маньяк?»
Персонажа Ивана Янковского в «Аутсорсе» Данил Стеклов называет этаким эмоциональным вампиром, который живет чужими чувствами. Актер уверен, что в каждом из нас есть что-то темное: «Каждый чем-то одержим: один без ума от сыра, другой помешан на машинах, третий теряет голову из-за женщин. А герой Янковского, как мне кажется, болен правдой. И эта болезнь граничит с безумием: он так фанатично верит в справедливость, что готов ради нее переступить через жизни».
Мании есть и у самого актера, вот только он уверен, что «здоровые» мании не существуют. В отличие от животных, человек всю жизнь учится держать свои одержимости в узде. Темные же мании удерживает тьма.
Тяга к образам заключенных
Данил признается, что с особым интересом относится к ролям, связанным с темой тюрьмы и несвободы. Его привлекает психология человека, оказавшегося в экстремальных условиях. Еще до подготовки к роли он увлекался работами Достоевского, Солженицына, Шаламова, чьи произведения наглядно показывают, на что способен человек, лишенный свободы. Каждая подобная книга — мощный драматический материал, который заставляет задуматься о природе человеческой души.
Как актера Данилу Стеклова при этом интересует не столько сам факт заключения, сколько внутренняя трансформация персонажа: «Мне было бы интересно сыграть не просто «типичного зека», а человека, который проходит через ад и выходит из него совершенно другим. Как меняется личность в таких условиях? Что происходит с ее представлениями о добре и зле? Это бесконечно интересные вопросы для актера».
Балабанов и культурный код
Поднимаемая в сериале история плавно сдвигается в сторону стиля Алексея Балабанова, чья эстетика, по мнению Стеклова, глубоко укоренена в русском менталитете. «Балабанов — это продолжение той линии, которую начали наши классики, — рассуждает актер. — Его герои — те же самые «униженные и оскорбленные», только в реалиях 90-х. И в этом его гениальность, когда как режиссер сумел показать вечные русские темы в современном контексте».
Актер отмечает, что русское кино редко бывает «легким»: «Мы страна Севера, войн, революций. Наше кино не может быть простым развлечением, потому что сама наша история тяжелая. И зритель это чувствует. Когда смотришь Балабанова, то понимаешь: это про нас, про нашу боль, про наши поиски правды в этом мире».
Дорогие родственники
Несмотря на принадлежность к знаменитой актерской династии, Данил принципиально избегает совместных проектов с родственниками. Он четко разделяет личное и профессиональное. Более того, актер даже не представляет, каково это — играть, к примеру, любовников со своей девушкой. Данил Стеклов считает подобное неприемлемым с профессиональной точки зрения, потому что тогда стирается грань между реальными отношениями и работой.
Он признается, что такой принцип иногда создает сложности, ведь в нашем мире все построено на связях, и отказ от «семейных проектов» может восприниматься как высокомерие. Для него самого это вопрос исключительно личных границ. Он хочет, чтобы в работе оценивали именно его как творческую личность, а не фамилию или родственные связи.
Любовь как главный двигатель
Не считая себя романтичным мечтателем, а прежде всего актером серьезных образов, Данил Стеклов тем не менее без раздумий отвечает на вопрос, что является для него главным в жизни. Он рассказывает: «Недавно я был с сыном на спектакле, где в финале звучала простая мысль: любовь побеждает все. И я вдруг осознал, что это действительно так. Любовь к жизни, к близким, к своему делу — ради этого стоит просыпаться по утрам. Без этого жизнь теряет смысл и краски».
Но что делать, если любовь вступает в противоречие с долгом? Иногда приходится идти против чувств, не отрицает актер. Бывают даже проекты, которые нужно завершать через «не хочу». Но в конечном счете человек все равно возвращается к любви, ведь даже самая тяжелая работа становится легче, если выполнять ее с любовью.