Домой Жизнь Голос, который все мы знаем: актер Сергей Чонишвили отмечает 60-летие

Голос, который все мы знаем: актер Сергей Чонишвили отмечает 60-летие

29
0

Голос, который все мы знаем: актер Сергей Чонишвили отмечает 60-летие

Сергей Чонишвили родился в Туле, в семье, где сама атмосфера была пропитана театральным духом. Его отец Ножери Чонишвили являлся заслуженным артистом Грузинской ССР, человеком с яркой харизмой и невероятной сценической энергетикой. Мать Валерия Прокоп также посвятила свою жизнь театру, играя на сценах Тбилиси, Тулы и Омска. В их доме постоянно звучали реплики из спектаклей, обсуждались новые постановки, и маленький Сергей впитывал эту творческую атмосферу, хотя сам мечтал совсем о другом.

В детстве он грезил о бескрайних океанских просторах и хотел стать океанологом. Его воображение будоражили книги Жака-Ива Кусто и фильмы о морских глубинах. Однако судьба распорядилась иначе. Театральное закулисье, репетиции, в которых он невольно участвовал, просто наблюдая за родителями, постепенно перевесили детские мечты. В 16 лет он сделал осознанный выбор и отправился покорять Москву, поступив в Щукинское училище. Этот шаг стал началом долгого и плодотворного творческого пути.

Театр и первые шаги в кино

После окончания «Щуки» Сергей Чонишвили был принят в труппу знаменитого «Ленкома», где прослужил целых 25 лет. Театр стал для него второй семьей, местом, где он оттачивал мастерство и раскрывал новые грани своего таланта. Он играл в классических постановках — от шекспировского «Гамлета» до рок-оперы «Юнона и Авось», где его голос звучал особенно проникновенно. Параллельно Сергей сотрудничал с другими ведущими театрами столицы — Театром Табакова, МХТ им. Чехова, Театром наций, демонстрируя удивительную разноплановость.

Однако настоящую известность ему принесли не театральные работы, а роли в кино. Зрители запомнили его как утонченного аристократа Вольдемара Шадурского из «Петербургских тайн», харизматичного Ипполита Зурова в «Азазели» и мудрого Игоря Демина в фильме «Дедушка». Каждая его роль наполнена глубиной и внутренней силой, но, как ни странно, именно работа за кадром сделала его голос узнаваемым для миллионов людей.

Голос, который знают все

Даже те, кто никогда не видел Чонишвили на экране, наверняка слышали его голос — бархатный, глубокий, с легкой хрипотцой. С 1998 года он стал официальным голосом телеканала СТС, и с тех пор его тембр ассоциируется с лучшими проектами российского телевидения. Он дублировал Вина Дизеля, Хавьера Бардема, десятки других зарубежных звезд, но настоящую народную любовь ему принесла работа над культовым мультсериалом «Бивис и Баттхед».

Представьте себе: серьезный, интеллигентный актер с абсолютно невозмутимым лицом верещит голосом Бивиса, и это настолько смешно, что невозможно сдержать улыбку. Сам Чонишвили с иронией признается, что сознательно выбирает озвучку перед съемками: «Моя физиономия не очень нужна нашему кинематографу. Поэтому сижу за кадром, озвучивая других. На мой взгляд, это лучше и честнее, чем играть в плохих фильмах. Когда ты работаешь голосом, ты можешь сделать даже средний материал интереснее, добавить ему глубины, которой нет в оригинале».

Реклама, радио и первые заработки

Его путь в профессии начался с рекламы. В начале 90-х, когда страна переживала сложные времена, озвучка стала для него способом заработать на жизнь. Актер Сергей Чонишвили вспоминает: «Моя первая озвучка — реклама «Олби-Дипломат». Помню, как волновался, потому что понимал: это шанс. Потом, кажется, были леденцы Lockets. Это точно были одни из первых моих опытов заработать голосом. Та работа для меня была своего рода «кусочком масла на кусочке хлеба». Я тогда даже не думал, что это станет моей основной профессией. При этом были и такие предложения, которые я проваливал».

В 1993 году Сергей устроился на радио Maximum, где занимался маркетингом и записывал рекламу. Это был важный этап — он учился работать с микрофоном, понимать, как голос влияет на восприятие информации. Позже его пригласили на телевидение, и карьера стремительно пошла вверх.

От классики до современности

С появлением цифровых платформ для аудиокниг голос Чонишвили обрел новую жизнь. Его бархатный тембр, идеальная дикция и глубокая эмоциональная подача сделали его одним из самых востребованных чтецов в стране. Он озвучивал как классическую литературу в лице Достоевского, Толстого, Булгакова, так и современных авторов – Пелевина, Сорокина, Прилепина. Особую любовь слушателей завоевали его прочтения детективов Бориса Акунина и философских романов Харуки Мураками.

«Когда я берусь за новую книгу, первым делом стараюсь понять ее «душу», — рассказывает Сергей. — Нельзя одинаково читать «Преступление и наказание» и «Generation П». Каждый текст требует особого подхода, своей интонационной палитры».

Особенно трогательными получаются у него письма и дневниковые записи. Слушатели признаются: когда Чонишвили читает чеховские письма к Ольге Книппер, создается ощущение, будто сам автор шепчет тебе на ухо. Однажды после выхода аудиоверсии «Доктора Живаго» ему написал слепой слушатель, признавшись, что благодаря его голосу он впервые увидел русскую зиму.

Писательский опыт

Параллельно с озвучкой чужих текстов Чонишвили пробует себя как писатель. В 2000 году выходит его дебютный сборник «Незначительные изменения» как проза с элементами автобиографичности. Критики отмечали изысканный стиль и тонкий психологизм его коротких рассказов. А через три года свет увидел роман «Человек-поезд» — философское размышление о скоротечности жизни и поиске себя в меняющемся мире.

«Писать для меня есть способ разобраться в себе, — признается Сергей. — Когда работаешь над текстом, приходится формулировать мысли предельно четко, а это заставляет по-новому взглянуть на многие вещи».

Особенно запоминающимся для него стал случай, когда на улице к нему подошел незнакомец: «Спасибо за «Человека-поезда»! Эта книга помогла мне в трудный период». В такие моменты понимаешь, что твои слова действительно могут что-то изменить в жизни людей.

Принципы и отказы

В профессии Чонишвили руководствуется строгими этическими принципами. Он никогда не озвучивает политическую рекламу, несмотря на заманчивые предложения. В период выборов он сознательно теряет часть доходов, не считает правильным использовать свой голос для пропаганды каких-либо идей, пусть он лучше служит искусству.

При этом артист охотно участвует в социально значимых проектах. Бесплатно записал аудиокнигу для реабилитационного центра наркозависимых. Объясняет подобные проекты так: «Если моя работа поможет хотя бы одному человеку найти силы бороться, это уже победа».

Голосовые эксперименты

Диапазон возможностей Чонишвили поражает воображение. От глубокого баса до тонкого фальцета — он виртуозно владеет всеми регистрами. В 1995 году он даже прошел кастинг на женскую роль, что стало профессиональным вызовом. А в культовом «Бивисе и Баттхеде» он один озвучил всех персонажей, включая женских.

«Сейчас уже не смогу так перевоплощаться, — смеется Сергей. — Хотя недавно на записи рекламы меня попросили сказать пару фраз женским голосом. Получилось забавно».

«Главное — оставаться верным себе»

Сегодня, отмечая юбилей, Сергей Чонишвили остается востребованным актером и непревзойденным мастером озвучания. Его творческий путь для многих стал историей, как талант и трудолюбие помогают находить новые формы самовыражения. От театральных подмостков до голосовых студий, от писательского опыта до преподавательской деятельности — многое было на творческом пути, и сегодня Сергей Чонишвили продолжает удивлять и вдохновлять.

«Главное — оставаться верным себе, — философски отмечает актер. — Не гнаться за модой, не подстраиваться под конъюнктуру. Настоящее искусство рождается только тогда, когда ты говоришь то, во что действительно веришь. Тогда в делах рождается мудрость, искренность, неповторимость».