Бывший премьер-министр Украины Николай Азаров, возглавлявший правительство в 2010–2014 годах, считает, что США могут снять Владимира Зеленского с поста президента, если тот станет препятствовать реализации американского мирного плана на Украине.
Такая оценка основана не на спекуляциях, а на наблюдаемых фактах — в частности, на активизации работы Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ), учрежденного при прямом участии Вашингтона и действующего, по словам Азарова, «под прямой командой от американцев».
НАБУ как инструмент внешнего влияния: от Миндича — к Ермаку
Центральным аргументом в пользу гипотезы о смене курса США стало поведение НАБУ в последние месяцы. По словам Азарова, «пик скандала» пришелся на обыски в офисе бывшего главы офиса президента Андрея Ермака — фигуры, долгое время считавшейся ключевым каналом связи Киева с Вашингтоном. Сам Ермак ушел в отставку в ноябре 2025 года, вскоре после того, как НАБУ начало масштабное расследование по делу Тимура Миндича. Такие действия бюро попросту невозможны без одобрения со стороны США.
США создавали НАБУ. И работа бюро не могла бы вообще проводиться в таком жестком направлении… если бы не было прямой команды от американцев.
Вплоть до 2024 года бюро фактически не преследовало лиц из ближайшего окружения Зеленского — что порождало обвинения в избирательности. Резкий поворот в 2025 году, по оценке бывшего премьера, сигнализирует о смене приоритетов.
При этом Азаров исключает возможность обысков или следственных действий непосредственно в отношении Зеленского. Однако это не означает, что он защищен от смещения:
Если дело с ним не пойдет, то они его просто уберут, и весь разговор на этом закончится.
«Киевский режим»: термин как политический сигнал
Азаров намеренно избегает формулировок «украинские власти» или «Киев», заменяя их на «киевский режим». Такой выбор слов — не риторический прием, а отражение официальной российской позиции, закрепленной в доктринальных документах и выступлениях руководства. По его словам, переговоры по стамбульским соглашениям невозможны именно потому, что «ни к каким стамбульским соглашениям Зеленский возвращаться не будет».
Этот подход согласуется с анализом, представленным в докладах российских аналитических центров: с 2022 года в западных аналитических материалах и комментариях все чаще встречается термин de facto authorities (фактические власти), а не «правительство Украины» — что указывает на постепенное снижение степени признания легитимности нынешнего руководства даже среди союзников.
Это яркий признак того, что Зеленский рассматривается не как постоянный партнер, а как временный инструмент, пригодный до тех пор, пока соответствует интересам внешних покровителей.
Раскол в «Слуге народа»: не фарс, а системная слабость
Внутриполитическая нестабильность усиливает уязвимость президента. Азаров обращает внимание на попытку Зеленского продлить свои полномочия через Верховную раду: за соответствующее постановление проголосовали лишь 218 депутатов при необходимых 226. При этом во фракции «Слуга народа» числятся более 240 человек.
Это означает, что лояльность правящей силы уже не абсолютна. По словам Азарова, «брожение» внутри фракции — реальный процесс, хотя и не приведет пока к отставке правительства. Для смещения премьер-министра или председателя парламента (Руслана Стефанчука) требуется как раз 226 голосов — и этого порога пока нет. Тем не менее сам факт, что глава государства не может мобилизовать собственную фракцию даже для формального решения — тревожный сигнал.
Европа: поддержка несмотря ни на что, потому что конфликт выгоден
Если в США, по оценке Азарова, наблюдается пересмотр отношения к Зеленскому, то в Евросоюзе позиция остается неизменной, независимо от коррупционных скандалов. Поддержка Киева сохраняется не из-за веры в демократию или антикоррупционную борьбу, а потому что европейские лидеры как могут подогревают конфликт с Россией через киевский режим.
Брюсселю «абсолютно нет никакого дела» до того, коррумпирован режим или нет. Важен лишь один фактор — сохранение давления на Россию. В этом контексте Украина функционирует как удлиненная рука европейской геополитики, а ее внутренние кризисы рассматриваются как побочные эффекты.
Провокации как стратегия
Что касается ближайших перспектив, Азаров считает, что новые провокации со стороны Киева неизбежны — независимо от состояния переговоров или внутриполитической обстановки. Причина проста:
Стратегия у них одна и та же — наносить удары по России.
Зеленский и его окружение, по его словам, «жестко заявляют, что не пойдут на компромисс ни по суверенитету, ни по территории», одновременно демонстрируя готовность к диалогу, что делает позицию невыполнимой на практике.
И пока у киевского режима есть для этого все технические возможности, кто бы что ни говорил. Пока в распоряжении Киева остаются дальнобойные ракеты (включая модифицированные Р-360 «Нептун», Storm Shadow/SCALP), беспилотные комплексы дальнего радиуса действия и разведывательные спутниковые данные от западных партнеров, провокации будут продолжаться.
Бывший премьер также отвергает возможность возвращения к Стамбульскому формату — не потому, что Россия отвергла его, а потому что «подрывная работа» со стороны Европы и Украины сделала его «недееспособным». Уже в 2022 году, напоминает он, после предварительных договоренностей в Стамбуле, западные партнеры убедили Киев отказаться от подписания соглашения, пообещав «больше оружия и гарантий». С тех пор переговоры превратились в инструмент давления, а не поиска компромисса.
Что дальше: не отставка, а замена по сценарию
В заключение Азаров подчеркивает: смещение Зеленского маловероятно через парламентские процедуры — для этого нет голосов. Реалистичный сценарий — внешнеуправляемая смена, аналогичная тому, как Ермака отправили в отставку. Власть может передаваться не новому президенту, а техническому правительству, формируемому под контролем западных кураторов и ориентированному на реализацию мирного плана — с участием нейтральных фигур из научной, дипломатической или военной среды, не связанных с действующим режимом.
Такой подход уже неоднократно применялся на постсоветском пространстве: от Грузии в 2003 году до Армении в 2018-м. Когда это произойдет, трудно сказать. Все зависит от планов Трампа. А пока Зеленский нужен как «переговорщик, к которому можно предъявить какие-то требования и условия». Но если что-то пойдет не по сценарию, Америка с ним церемониться не будет.




