Есть места, от которых перехватывает дыхание. Остров Кижи в Онежском озере – одно из них. Среди водной глади стоит деревянный храм, будто сошедший со страниц былин. Это церковь Преображения Господня с 22 куполами, устремленными в небо.
Сорок лет внутрь пускали только реставраторов, а сейчас местную достопримечательность, построенную без единого гвоздя, вернули к жизни. В 2021 году двери церкви распахнулись после огромного перерыва и снова зазвучали молитвы под древними сводами.
Вершина плотницкого искусства
По преданию, мастер Нестор, срубивший церковь в 1714 году и закончивший работу, бросил топор в озеро. «Не было, нет и не будет такой», – сказал он. И не соврал. 37-метровую махину, собранную как конструктор, с куполами, покрытыми серебристой осиной, вряд ли кто мог повторить. И это не просто здание, а вершина плотницкого искусства, математически выверенная гармония.
Но к концу XX века церковь начала рушиться. Деревянный гигант накренился на целый метр и в любой момент мог сложиться, как карточный домик. Внутри поставили металлический каркас, словно костыли, чтобы удержать шедевр русского зодчества от падения. В 1980 году его, увы, закрыли.
Почему это шедевр
Двадцать два купола растут друг из друга как живой организм, а ярусы напоминают паруса сказочного корабля. Недаром существует легенда, что в конце времен церковь превратится в судно и уплывет, спасая праведников. Удивительно, но конструкция держится без единого гвоздя – только топор, смекалка и понимание того, как дерево работает с деревом.
Акустика храма уникальна. Благодаря форме куполов церковное пение разносится над водной гладью на километры. И рыбаки говорят, что иногда в шторм слышат гул из-под воды, будто затонувшие колокола звонят со дна озера.
Операция по спасению
Татьяна Незвицкая, замдиректора музея «Кижи», вспоминает головоломку, которую решали реставраторы. Что делать с деревянным гигантом, который вот-вот рухнет? Если разбирать целиком, то весь крошечный остров превратится в склад бревен, да и старинная древесина могла не пережить такого стресса. И тогда придумали то, чего не делал никто в мире.
Решение нашли хитроумное: храм мысленно поделили на семь ярусов, как торт на коржи. Сначала приподняли целиком с помощью сложной системы домкратов, проверяя, выдержит ли конструкция такое обращение. Потом начали разбирать снизу вверх, вывешивая каждый ярус отдельно в воздухе. Специалисты до сих пор помнят момент снятия первого бревна. И признаются, что у них дрожали руки, вдруг что-то пойдет не так, и тогда прощай, восьмое чудо света. Каждое бревно увозили в Плотницкий центр, восстанавливали и возвращали на место. Потом повторяли операцию, и это была настоящая ювелирная работа длиной в десятилетия…
Реставраторы превратились в хирургов, которые ставили «коронки» на поврежденные бревна, подбирая дерево не только по породе, но даже по плотности и направлению волокон, чтобы новая часть идеально срослась со старой. В итоге удалось сохранить больше шестидесяти процентов старинных бревен. Для памятника такого возраста это очень много.
Глазами художника
Фотограф Игорь Георгиевский годами документировал это возрождение. Его произведения – не просто фиксация этапов работы специалистов, а попытка увидеть душу храма. На его снимках церковь живет то в лучах заката, то под таинственным лунным светом, то в окружении людей, которые ее спасали от верной гибели.
Именно это ощущение чуда поразило когда-то итальянского сценариста. Тонино Гуэрра, работавший с Феллини и Тарковским, написал так: «Думаю, что Господь, сойдя на землю, прислонился бы спиной к стенам этого собора». Глядя на фотографии Георгиевского, понимаешь, о чем он говорил. Это настоящее место силы!
Что скрыто внутри
Но самое удивительное находится внутри. Например, старинный иконостас XVIII века, который реставрировали прямо на острове: везти в город боялись, так как позолота могла осыпаться от тряски. Мастера работали в хозяйственных постройках, потому что огромные резные рамы просто не пролезали в двери жилых домов.
Во время работы на одной из рам, под слоями позолоты, нашли процарапанные цифры – расчеты. Одному мастеру полагалось 3,3 рубля, другому – 30 копеек. Это такой привет из прошлого, оставленный чьей-то рукой триста лет назад. Древняя бухгалтерия…
Правда, не все удалось сохранить. Иконы, украшавшие потолок, финны вывезли во время войны. Почти все вернули, но часть так и застряла в Петрозаводске, где местный завхоз просто истопил ими печку. Вот такое варварство.
Нужно просто приехать
Ольга Любимова, министр культуры, которая побывала в Кижах, когда храм освятили, призналась, что никакие фотографии и фильмы не передадут умиротворяющую атмосферу острова. Нужно приехать, походить между домами, посмотреть, как мастера работают с деревом, послушать предания. И это так. Можно долго смотреть снимки и читать описания, но ничто не заменит того момента, когда вы увидите этот храм вживую: как он вырастает из-за деревьев, как его купола меняют цвет в зависимости от погоды.
Это удивительное место, где чувствуешь связь времен и понимаешь, на что способен человек, когда он вкладывает в дело свою душу. Архитектурный шедевр – это доказательство того, что настоящие чудеса можно сотворить руками. И даже вернуть к жизни, если очень сильно этого захотеть.
Заключение
В России на сегодня больше трех с половиной тысяч памятников деревянного зодчества в плохом состоянии, и опыт местных мастеров теперь будут применять по всей стране.
Возрождение церкви Преображения Господня – начало большого пути по сохранению живой истории.