Недавно на онлайн-платформах состоялась премьера военной драмы «Доктор Вера», созданной по мотивам одноименной повести Бориса Полевого. Этот глубокий и эмоциональный фильм переносит зрителей в 1941 год, когда молодой врач Вера Трешникова (Татьяна Бабенкова) оказалась единственным медиком в городе, захваченном фашистами. Ее больница находилась под постоянным контролем гестапо, но, рискуя жизнью, она продолжала выполнять свой профессиональный долг.
Жители осуждают Веру за кажущееся сотрудничество с оккупантами, даже не подозревая, что под видом обычной больницы она организовала настоящий центр сопротивления, укрывая в ее стенах раненых партизан. Режиссером и сценаристом этого мощного и исторически важного проекта выступила Аня Мирохина, которая вынашивала идею экранизации более десяти лет, стремясь максимально точно передать атмосферу того страшного времени.
От замысла к воплощению
Актриса Юлия Волкова, сыгравшая одну из центральных ролей в картине, с теплотой вспоминает первые дни работы над проектом. По ее словам, история настолько захватила всю съемочную группу, что каждый день на площадке превращался в настоящее погружение в эпоху.
«Когда режиссер впервые рассказала мне о своем замысле, я сразу почувствовала, что это будет не просто военная драма, а что-то гораздо большее, — признается актриса. — Она родилась в Буденновске, и теракт 1995 года, когда боевики захватили больницу с пациентами, стал для нее личной травмой. Возможно, именно поэтому история Веры Трешниковой нашла в ней такой отклик — это история о медиках, которые продолжают спасать жизни даже в самых нечеловеческих условиях».
Между материнством и предательством
Роль Марии Григорьевны стала для Волковой настоящим актерским вызовом. Ее героиня — простая женщина, вынужденная идти на немыслимые компромиссы с собственной совестью, лишь бы сохранить жизнь своим детям. О своей героине Юлия Волкова рассказывает так: «Это совсем не типичная для меня роль. Обычно мне достаются сильные, волевые персонажи, а здесь передо мной стояла задача показать слабость, которая под давлением обстоятельств превращается в хитрость и изворотливость. Мария Григорьевна — не героиня в классическом понимании. Она готова на все ради своих троих детей, даже если это значит притворяться покорной перед оккупантами. Это очень человечная, очень живая история о том, как далеко может зайти мать ради спасения семьи».
От ярких персонажей к драматическим образам
За годы в профессии Юлия Волкова прошла большую эволюцию. Актриса отмечает, что Мария Григорьевна разительно отличается от всех ее предыдущих ролей. Если в «Калимбе» и «Игре на выживание» она воплощала на экране сильных, волевых женщин, в «Мокьюментари» и «Патриоте» играла гротескных, почти театральных персонажей, то здесь перед ней стояла совершенно иная задача.
«Моя героиня — обычная женщина, которая в мирное время, возможно, даже не смогла бы за себя постоять, — продолжает актриса. — Но война меняет людей. Под страхом смерти она учится врать, хитрить, притворяться. И самое страшное, что она готова пожертвовать чужими жизнями, лишь бы ее дети остались живы. Это не героизм в привычном понимании, это другая правда войны — страшная, неудобная, но от этого не менее важная».
Погружение в эпоху, подготовка к исторической роли
«Доктор Вера» стал для Юлии Волковой дебютом в историческом кино, и подготовка к съемкам требовала полного перевоплощения. Чтобы максимально достоверно передать образ женщины военных лет, актрисе пришлось отказаться от многих привычных вещей: «Мне запретили худеть, пользоваться косметикой, даже красить волосы. Шесть месяцев я ходила с натуральной сединой, не трогала брови. Нужно было добиться эффекта полной естественности. Когда я впервые увидела себя в гриме, то поразилась — передо мной была не я, а моя прабабушка! В некоторых сценах наши лица на экране выглядят как подлинные фотографии 40-х годов — настолько тщательно была проработана каждая деталь».
Метаморфозы тела
Ради роли можно все! Способность Юлии Волковой кардинально менять внешность для ролей часто сравнивают с перевоплощениями Шарлиз Терон. Сама актриса признается, что для нее работа над образом всегда начинается с внешних изменений.
«Я всегда иду от внешнего к внутреннему, — раскрывает она свои секреты. — В «Докторе Вере» художник по костюмам придумала моей героине особый платок, который менялся вместе с ее характером. Сначала он был ярким, потом постепенно тускнел, как и сама Мария Григорьевна под гнетом обстоятельств. Когда я увидела финальные кадры, то не поверила своим глазам — передо мной была совсем другая женщина, с потухшим взглядом, сгорбленной спиной. Это было настоящее перевоплощение».
Переключение между жанрами
Несмотря на череду тяжелых драматических ролей, Волкова с легкостью переключается на комедийные проекты, каких в ее послужном списке предостаточно. В ближайшее время зрители увидят ее в фильме «Три свадьбы и один побег», где она играет эксцентричную тетю главной героини: «Моя героиня — это просто праздник какой-то! У нее золотая челюсть, она вечно поет и перетягивает все внимание на себя. После таких тяжелых ролей, как в «Тайге» или «Докторе Вере», это настоящая отдушина. Я могу после душераздирающей сцены развернуться и тут же сыграть что-то смешное — это профессиональное. Хотя, конечно, зрители чаще воспринимают меня как драматическую актрису».
Вера, надежда или любовь
В одном из интервью Юлию спросили, на что она опирается в жизни — на веру, надежду или любовь. Ответ актрисы был простым и искренним: «У моей мамы две сестры — Люба и Надя, а ее саму зовут Вера. Вот на них я и опираюсь. Я человек верующий, но самое главное для меня — это семья. Мама всегда была моей поддержкой, где бы я ни находилась. Даже сейчас, когда мы редко видимся, я чувствую ее присутствие в своей жизни».
Музыка как часть души
Помимо актерской карьеры, Юлия Волкова серьезно занимается музыкой. Для нее это параллельная вселенная, которая занимает особое место в жизни. Актриса окончила Гнесинское училище и до сих пор иногда выступает со своим оркестром. Она выросла в церковном хоре, музыка всегда была частью ее жизни. Кино для нее как симфония, где каждый инструмент важен. Даже когда актриса играет драматические роли, то чувствует в них определенный ритм, мелодию. Возможно, поэтому ей так легко переключаться между жанрами.
Чего не хватает в российском кино
Юлия Волкова в профессии более двадцати лет; снималась со многими звездами, работала с разными режиссерами. На вопрос, что бы она изменила в современной киноиндустрии, она отвечает без колебаний:
«Главных ролей и индивидуального подхода! Меня часто воспринимают как драматическую актрису, но я могу быть разной. Почему-то считается, что если ты хорошо сыграл одну роль, то должен всю жизнь тиражировать этот образ. Но я же не штамповочный станок! Мне хочется пробовать новое, рисковать, открывать в себе неизвестные грани. И знаете что? Мне за себя в профессии не стыдно!»
Взгляд в будущее
Сегодня Юлия Волкова занята сразу в шести проектах и продолжает удивлять зрителей своими перевоплощениями. После тяжелой драмы «Тайга», где она сыграла мать, потерявшую дочь, и пронзительной военной ленты «Доктор Вера», актриса вновь доказывает: ее талант не ограничен жанрами. Новые роли она считает новыми вызовами, которые заставят зрителей смеяться, плакать и задумываться о важных вещах. А это, пожалуй, и есть главная миссия настоящего актера.