В российском кинематографе мало актеров, чей образ стал бы по-настоящему культовым. Дмитрий Нагиев — один из таких редких случаев. От прапорщика Задова до «Физрука», от провокационных телепроектов до глубоких драматических ролей — за три десятилетия карьеры он прошел путь, который мог бы стать сценарием для захватывающего фильма. Сегодня, когда на экраны выходит его новая работа «Актерище», Нагиев откровенно делится о том, что значит быть настоящим артистом, как меняются приоритеты с возрастом и почему дисциплина важнее вдохновения.
Возвращение и философия творчества
Дмитрий Нагиев, которого поклонники разных поколений называют первым сигма-боем страны, появился в новой комедии «Актерище». Этот проект стал для актера особенным — не столько перезапуском карьеры, сколько осознанным выбором зрелого мастера. «Когда мне говорят о перезапуске, я всегда улыбаюсь, — признается Нагиев. — В «Актерище» я увидел возможность рассказать историю, которая будет честной и по-настоящему близкой зрителю. Это не перезагрузка — это естественное продолжение пути, на котором я наконец-то могу позволить себе быть максимально искренним».
Актер особенно подчеркивает, что за три десятилетия карьеры научился ценить именно такие проекты: «В молодости я соглашался на многое, ведь нужно было зарабатывать, пробовать себя в разных амплуа. Сейчас для меня важнее не количество ролей, а их качество и глубина».
От конфликта к гармонии
Работа над фильмом началась с неожиданного конфликта. Нагиев, обычно доверяющий своему чутью при выборе проектов, первоначальный сценарий категорически отверг.
«Это был один из тех редких случаев, когда я действительно прочитал сценарий от начала до конца, — вспоминает актер. — И… попросил больше никогда мне его не присылать. Там было все, что я ненавижу: поверхностность, штампы, абсолютное непонимание актерской профессии».
Однако продюсеры уговорили Нагиева встретиться со сценаристом Дмитрием Невзоровым. То, что началось как формальная беседа, превратилось в шестимесячный творческий марафон. «Мы буквально прожили эти полгода в постоянных обсуждениях, — вспоминает Нагиев. — Я объяснял, как на самом деле устроена жизнь артиста, какие драмы и трагедии стоят за внешним блеском. Это не история про запрещенные вещества и разврат, а история про ежедневный труд, про предательства и разочарования, про мучительный поиск себя».
Метаморфозы образа
Интересно, что первоначально проект назывался «Быть Дмитрием Нагиевым», что вызвало у актера резкое неприятие. Неужели он должен играть самого себя? Подобное он называет не иначе как кошмар для любого артиста: «Когда после переработки сценария режиссер предложил название «Актерище», я сразу почувствовал: вот оно. Это уже не про меня лично, а про собирательный образ, который будет близок многим».
Нагиев признается, что в процессе работы над ролью ему пришлось заново переосмыслить многие моменты своей карьеры: «Я будто заново прожил свои первые шаги в профессии, сомнения и страхи. Это была болезненная, но необходимая терапия».
Уникальность Нагиева в том, что он уже три десятилетия остается кумиром для самых разных поколений. Он кажется одновременно и загадочным, и доступным. Когда его спрашивают о секрете такой популярности, он задумывается. И признается, что никогда не пытался быть «своим парнем» для всех и не строил из себя недосягаемую звезду.
Нагиев вспоминает, как в начале карьеры коллеги упрекали его за участие в комедийных проектах и рекламе: «Мне говорили: ты предаешь искусство. А я просто жил и работал. Сейчас эти критики исчезли, а я все еще здесь».
Дисциплина как творческий инструмент
Свою легендарную работоспособность Нагиев объясняет не только спортивным прошлым (он серьезно занимался дзюдо и айкидо), но и особым отношением к профессии. «После «Физрука», где было 200 съемочных дней подряд, я понял: без дисциплины в нашем деле — никуда, — признается актер. — Но это не армейская дисциплина страха, а осознанный выбор. Когда ты любишь свое дело, самодисциплина становится не ограничением, а освобождением».
Артист признается, что вся его жизнь — сплошная удача. Никто не мог бы предсказать, что все сложится так, как есть сейчас. Дмитрий вырос на окраине, без связей в искусстве. Не так много его однокурсников стали по-настоящему известными актерами, их можно по пальцам пересчитать. И то, что Дмитрий оказался в их числе, уже можно считать огромной удачей. Он говорит:
Удача замечает тех, кто бежит ей навстречу. Но можно прыгать, стараться изо всех сил, а она все равно пролетит мимо. Мне повезло: она меня заметила. И это круто. Каждая моя последующая роль есть цепочка маленьких счастливых совпадений, из которых все и сложилось. Важно понимать, чего ты хочешь. Сейчас я знаю: надо формулировать цели и ставить себе сроки. А тогда я шел интуитивно. Просто очень хотел быть хорошим актером — сначала. Потом — классным. А потом подумал: «А почему бы не стать знаменитым?»
Философия зрелости
С годами изменилось не только профессиональное, но и личное мировоззрение Нагиева. Раньше ему казалось, что счастье можно найти в постоянном движении, шуме и в толпе, сейчас — самое ценное время, когда можно остаться наедине с собой, почитать книгу, погулять с собакой. Актер признается, что с возрастом научился ценить простые радости: «Я могу часами смотреть, как играют мои дети, как меняется свет за окном, как растут деревья в саду. Раньше я этого просто не замечал».
Любовь как главный сюжет жизни
Для Нагиева романтическая любовь не просто тема для разговоров, а основа мировоззрения. «Без любви все теряет смысл, — говорит он. — Просыпаться утром, работать, добиваться успеха — зачем все это, если некому сказать «доброе утро» или «спокойной ночи»?» Актер не скрывает, что все его татуировки так или иначе связаны с этой темой. «Я как эротический журнал про любовь, — шутит он. — Только содержание с годами становится глубже и мудрее».
Дмитрий Нагиев считает, что в актерской профессии важно уметь ждать. Молодым коллегам он всегда советует не спешить обвинять весь мир в том, что их не замечают. Иногда нужно просто терпеливо делать свое дело и верить, что твое время придет. Свою знаменитую фразу с радио «Модерн» — «Удачи, любви и терпения!» — Нагиев теперь воспринимает по-новому. Раньше он говорил это автоматически а сейчас понимает, что это действительно три главных составляющих счастливой жизни.
Будущее без страха
Несмотря на статус главного возрастного актера страны, Нагиев не боится будущего: «У меня впереди еще много ролей, которые я мечтаю сыграть. И если для этого нужно будет снова побриться налысо или набрать двадцать килограммов, почему бы и нет?» Главное, по его словам, — сохранить в себе способность удивляться и радоваться. Старость не возраст, а потеря интереса к жизни. Пока ему хочется пробовать новое, пока он с трепетом ждет каждого нового проекта, все в порядке.
Дмитрий Нагиев редко говорит о технике актерской игры, но в беседе раскрывает несколько принципов: «Я никогда не играю персонажа — я проживаю его. Когда я был прапорщиком Задовым, я на самом деле им становился. В «Актерище» то же самое — я не изображаю артиста, я им живу».
Он признается, что за годы карьеры выработал свой метод работы с текстом: он может выучить страницу диалогов за десять минут, но это не главное. Важно понять, что стоит за словами, какая боль или радость.
О поколениях, мемах и современном кино
Нагиев с удивлением отмечает, что стал частью интернет-культуры: «Я не планировал становиться мемом, но если мои фразы и образы живут в Сети, значит, я сделал что-то действительно важное для людей». О современном кино он говорит с осторожным оптимизмом: «Есть талантливые режиссеры, интересные актеры. Но часто не хватает глубины — все гонятся за зрелищностью, забывая про душу».
Имея за плечами тридцатилетний творческий путь, Дмитрий Нагиев формулирует сегодня свое главное кредо так: «Я понял, что успех — это не про деньги и славу. Это про возможность каждый день делать то, что любишь, и быть честным перед собой и зрителем». Все остальное приложится.