Домой Жизнь «Глубокий невротик, переполненный любовью»: Андрей Максимов о новом образе Маяковского

«Глубокий невротик, переполненный любовью»: Андрей Максимов о новом образе Маяковского

24
0

"Глубокий невротик, переполненный любовью": Андрей Максимов о новом образе Маяковского

Андрей Максимов принадлежит к той категории артистов, которые с одинаковой самоотдачей и глубиной живут как в театральной реальности, так и в кинематографической. Его впечатляющее превращение в Шарикова в нашумевшей постановке «Собачье сердце» и утонченная, сложная работа в образе Брика в «Кошке на раскаленной крыше» стали настоящими событиями для столичной театральной публики. А после оглушительного успеха сериалов «Слово пацана. Кровь на асфальте» и леденящего душу «Фишера» его лицо узнала уже вся страна.

Сейчас сам актер ощущает, что находится на своеобразном творческом перепутье: только что завершился огромный, длиною в восемь лет, этап его жизни в Московском ТЮЗе, и впереди, как чистый лист, простираются новые вызовы. Самый громкий из них — масштабная задача воплотить на экране образ Владимира Маяковского в ожидаемом байопике «Лиля», что требует полной перестройки и погружения в иную психофизику.

Вечная рефлексия

Нельзя не упомянуть «Чайку» в постановке Константина Хабенского, где Максимову довелось играть сложнейшую роль писателя Тригорина. Для актера этот чеховский герой является воплощением потерянности и творческой рефлексии, выходящей за границы:

Несмотря на свою внешнюю успешность и признание, он изнутри абсолютно потерян, он буквально никак не может найти себе места и встроиться в эту жизнь, ощущая себя чужим везде.

Актер Андрей Максимов добавляет, что Тригорину в высшей степени свойственно то, что до боли знакомо многим артистам: это навязчивая, почти машинальная фиксация малейших жизненных деталей, эмоций и впечатлений для их последующего использования в работе. И это отнюдь не анестезия, а, напротив, болезненное обострение любых переживаний, ведь подвижная актерская психика склонна пропускать все через себя максимально интенсивно.

Прощание и поиск

Особую грусть для Максимова вызывает воспоминание о спектакле «Семья Грей» —работе, появившейся в тревожный пандемийный год на сцене Московского ТЮЗа. Однако актер рассказывает о ней исключительно в прошедшем времени: спектакль больше не идет, так как актер принял непростое решение покинуть труппу. Осознанный шаг дался ему тяжело после восьми лет плодотворной работы: «Я бесконечно ценю, уважаю и люблю своих мастеров-режиссеров, и мой уход никоим образом не связан ни с какими творческими разногласиями или моментами».

Сейчас Андрей остается задействованным лишь в двух ключевых спектаклях ТЮЗа и с некоторой тревогой всматривается в будущее в надежде обрести новый театральный дом. Ведь без сцены, как точно говорится в самой «Чайке», настоящему артисту просто нельзя дышать.

Сложная полифония

Яркий и запоминающийся Шариков в знаковой постановке Антона Федорова надолго покорил взыскательную публику, а недавно состоялась еще одна важная премьера — «Дон Кихот» в Театре Наций того же режиссера. Художественный мир Федорова, его уникальный сценический язык Максимовым ощущается как абсолютно органичный и близкий. Он с восхищением признается, что Антон стал для него одним из главных человеческих открытий последних театральных сезонов. А самым сложным артист называет создание на сцене живой полифонии, когда все персонажи одновременно импровизируют, ведут свои партии, и каждый герой существует в своем уникальном ритме:

Все это безумное многообразие нужно было аккуратно закрепить, собрать в единое, гармоничное целое, и режиссер блестяще с этим справляется. У него вообще все до мелочей выверено и отточено, его механизм работает как швейцарские часы.

Чистое зло

А вот, пожалуй, самой психологически тяжелой работой в кино для Максимова остается роль маньяка в нашумевшем сериале «Фишер». Андрей Максимов сознательно избегал любых попыток понять, оправдать или хотя бы объяснить внутреннюю мотивацию своего героя, считая это не только ненужным, но и вредным для конечной цели. Его задачей было создание образа беспримесного, всеобъемлющего зла, лишенного человеческих черт. Андрей рад, что из итогового проекта было вырезано около 85% отснятого материала, касающегося непосредственно преступлений, так как любая демонстрация личной жизни, страданий или мотивов преступник невольно заставляет зрителей начать ему сопереживать. А для таких людей, как его экранный маньяк, не может и не должно существовать никаких оправданий или снисхождения.

Главный творческий вызов

Сейчас все его актерские силы заняты воплощением очередного сложного образа —Владимира Маяковского. По своей природе актер скорее тихий и вдумчивый, в то время как поэт, как ему кажется, был полной противоположностью — он «настаивал, требовал и провозглашал буквально каждым своим стихотворением, каждой строчкой».

Актер признается, что стихи Маяковского как читатель он… терпеть не может. Но именно этот внутренний диссонанс, сопротивление материала и делает предстоящую работу интересной и ценной. Помимо внешнего сходства перед актером стоит куда более сложная задача — передать внутренний мир, бурлящую энергию, особую психофизику гиганта советской поэзии.

Невротик с любовью

Каким же предстанет Маяковский в будущем проекте? О герое актер Андрей Максимов говорит так: «Он, конечно, глубокий невротик, человек с расшатанной, взвинченной до предела психикой, раздираемый внутренними противоречиями. Но что мне в нем безумно нравится и что я для себя открыл — он до краев, до боли переполнен любовью». Он добавляет:

Маяковский — это кремень снаружи, но очень ранимый, маленький и одинокий внутри «дурашливый ребенок», абсолютно растворенный в предмете своей всепоглощающей страсти, Лиле Брик, готовый на любые унижения ради ее внимания.

Актер добавляет, что такого героя, целиком построенного на теме огромной, почти разрушительной любви, у него в карьере еще не было.

Ностальгия и вкус жизни

Вскоре зрители также увидят Максимова в романтической комедии «Нормальный» и в многосерийном проекте «Москва слезам не верит. Все только начинается» — своего рода оммаже знаменитому советскому фильму, но действие которого разворачивается уже в начале нулевых. Актер с особым восторгом говорит об этой работе, радуясь, что наконец-то вспомнили про это десятилетие, которое сегодня несправедливо оказалось своеобразным слепым пятном между лихими 90-ми и современностью. Для него, заставшего то время, это были очень динамичные годы открытых возможностей, когда мир стал стремительно меняться и наполняться новыми смыслами.

А вкус его собственной, внесценической жизни на удивление прост и лишен всякого пафоса: Андрей любит ходить в кинотеатр на французское артхаусное кино в оригинале, обожает простую домашнюю еду, а еще он настоящий ценитель полноценного сна. Его друг и коллега по цеху Григорий Верник даже с легкой иронией называет его самым «старым» из друзей как раз за эту спокойную, «домоседскую» привычку ценить отдых выше шумных тусовок.

Принципы и гибкость

Сейчас, после громкого успеха и резко возросшей популярности, Андрею Максимову приходится гораздо тщательнее подходить к выбору проектов и отказу от ролей. Вместе с агентом они выработали четкую стратегию и решили больше не принимать предложения, где снова предлагают сыграть очередного убийцу, гопника или бандита. Актера манят сложные, многогранные, неоднозначные персонажи, над загадкой мотивов и внутреннего мира которых будет размышлять зритель уже после финальных титров.

Но при этом актер осознает необходимость определенной гибкости и умения идти на разумные компромиссы. Раньше он мог быть резким и бескомпромиссным, но профессиональный опыт научил его слушать и слышать коллег. Яркий пример — та самая, ставшая знаменитой, сцена в гробу в «Слове пацана», от которой он поначалу категорически хотел отказаться из-за суеверий, но после разговора с режиссером все-таки согласился.

Радуйся за других!

Есть ли ревность в профессиональной среде? С этим чувством актер Андрей Максимов покончил еще в стенах института, где научился по-дружески радоваться успехам своих товарищей, например Ивана Янковского и Александры Бортич, которые сегодня являются более востребованными и медийными. А внутреннему спокойствию и уверенности в процессе его научил Константин Хабенский, который даже после самых сложных репетиций никогда не теряет оптимизма и уверенно говорит: «Ничего, все будет хорошо». И эта простая фраза от человека, несущего огромную ответственность за весь спектакль, действует на Андрея Максимова магически, заставляя поверить в то, что завтрашний день действительно принесет нужное решение и творческую удачу.