Домой Жизнь «Внутренний мир с душевными терзаниями»: режиссер Алексей Учитель о новом фильме про...

«Внутренний мир с душевными терзаниями»: режиссер Алексей Учитель о новом фильме про Шостаковича

36
0

"Внутренний мир с душевными терзаниями": режиссер Алексей Учитель о новом фильме про Шостаковича

Алексей Учитель признается, что в данный момент погружен в работу с головой — идет активный процесс съемок его новой масштабной картины «Шум времени», посвященной жизни и творчеству великого композитора Дмитрия Шостаковича. Режиссер работает крайне избирательно, предпочитая в последние годы продюсерскую деятельность, но каждая его картина неизменно становится значимым событием в культурной жизни страны.

Причем речь идет не только о художественной ценности его работ, но и о бурных дискуссиях, которые они вызывают. Буниноведы жестко критиковали «Дневник его жены», поклонники Виктора Цоя устроили настоящую травлю после выхода драмы «Цой», а историческая картина «Матильда» и вовсе стала объектом попыток запрета на государственном уровне. Однако, как признается сам Учитель, подобные ситуации его не пугают, а лишь закаляют.

Музыка и личность

Рассуждая о своем новом герое, режиссер Алексей Учитель говорит о Шостаковиче как о сложной, многогранной и противоречивой фигуре. По его словам, это был настоящий гений, чья жизнь и творчество оказались неразрывно связаны со всеми трагическими перипетиями бурного XX века: политическими репрессиями, Великой Отечественной войной, сталинским террором и послевоенными идеологическими гонениями.

Режиссер убежден, что все эти события нашли свое глубокое отражение в музыке композитора, придав ей ту уникальную мощь, глубину и эмоциональную насыщенность, которые заставляют слушателей сопереживать даже спустя десятилетия.

«Это ни в коем случае не будет стандартной биографической лентой, — поясняет режиссер. — Скорее, это притча о гении, оказавшемся в тисках невыносимых исторических обстоятельств. Чем тяжелее и безысходнее становилась его жизнь, тем ярче, многограннее и пронзительнее звучала его музыка, вобравшая в себя всю боль эпохи».

Кино – интерпретация

Учитель особенно подчеркивает философский аспект создания исторических картин. Он вспоминает, что любая игровая лента — это всегда авторская интерпретация, а не документальная реконструкция истины. Даже при наличии живых свидетелей событий, архивных материалов и мемуаров невозможно с абсолютной точностью воссоздать прошлое во всех его нюансах и противоречиях. Режиссер признается: «Мы изначально не ставили перед собой такую утопическую задачу. Для нас гораздо важнее было передать внутренний мир человека, его душевные терзания, творческие поиски и личные драмы, которые оказались неразрывно связаны с внешними историческими событиями».

Природа человека

Особое внимание режиссер Алексей Учитель уделяет размышлениям о природе музыкального искусства, которое, в отличие от других форм творчества, предоставляет слушателю уникальную свободу для создания собственных образов и ассоциаций: «Шостакович создал всего одну полноценную оперу — знаменитую «Леди Макбет Мценского уезда». Позже были другие, но уже принципиально иные работы. Почему же он фактически отошел от этого жанра? Думаю, потому что опера — это прежде всего слова, а слова несут в себе слишком конкретную смысловую нагрузку. А музыка… она дает безграничный простор для воображения».

Через язык кино

История создания фильма началась четыре года назад, когда Учитель всерьез задумался о проекте во время прослушивания произведений Шостаковича в исполнении оркестров Валерия Гергиева и Теодора Курентзиса. Этот момент он вспоминает с теплотой: «Было поистине потрясающее, почти мистическое ощущение. Я осознал, что должен найти способ передать эти эмоции широкой зрительской аудитории через язык кино».

Работа над сценарием оказалась долгой и мучительной; текст переписывался несколько раз, менялись соавторы. В итоге режиссер сознательно отказался от хроникального изложения жизни композитора, сосредоточившись на одном, но чрезвычайно драматичном периоде его биографии.

Поиск актера

Большая часть действия будет посвящена молодому Шостаковичу, переживающему творческий и личностный кризис в возрасте около 30 лет, но зрители также увидят и пожилого, умудренного опытом композитора, по-новому осмысляющего свою жизнь.

Подбор исполнителя главной роли оказался одной из самых сложных задач. Учитель не скрывает, что актерская игра всегда была для него ключевым элементом кинематографического искусства: «Я просмотрел десятки талантливых актеров, особенно среди тридцатилетних. Пробы — это всегда тяжелый, выматывающий процесс для всех участников. Для меня принципиально важно, чтобы исполнитель не просто внешне напоминал героя, но и внутренне чувствовал его характер, понимал мотивы поступков, мог передать сложную гамму переживаний».

Неожиданное открытие

Как это часто бывает в творчестве, найти идеального исполнителя помог счастливый случай. На дне рождения своей дочери режиссер обратил внимание на сидевшего рядом Олега Савцова, известного актера Театра наций:

Вдруг меня осенило: а почему бы не он? Как часто нужный человек оказывается совсем рядом, но мы проходим мимо, не замечая очевидного.

Савцов прошел пробы и настолько органично вжился в образ, что режиссер мгновенно понял — дальнейшие поиски просто бессмысленны.

Что касается роли пожилого Шостаковича, то здесь Учитель даже рассматривал неожиданную кандидатуру голливудской звезды Кевина Спейси, с которым случайно пересекся на кинофестивале в Узбекистане. Однако в итоге остановились на варианте с пластическим гримом, который позволил тому же Савцову убедительно превратиться в постаревшего композитора.

Любовь к герою

Нужно ли испытывать особые чувства к своему герою, чтобы снимать о нем кино? Безусловно, да! Но речь идет не о романтической влюбленности, а о глубоком профессиональном интересе, восхищении, уважении, стремлении понять мотивы его поступков, уверяет Алексей Учитель.

Режиссер убежден, что без этой эмоциональной связи кино рискует остаться лишь грамотным, но бездушным ремесленным изделием: «Я всегда неосознанно ищу в своих героях что-то близкое мне самому. Конечно, это происходит не буквально — я же не снимаю автобиографическое кино. Но какие-то параллели с сегодняшним днем, с вечными человеческими вопросами неизбежно возникают и находят отражение в работе».

Споры вокруг

Учитель открыто говорит о сложностях, с которыми сталкиваются создатели биографических картин. По его мнению, невозможно создать работу, которая удовлетворила бы всех: родственников, биографов, историков и рядовых зрителей.

«Кино, безусловно, не должно очернять своего героя, искажать ключевые факты его биографии. Но и лишать режиссера законного права на собственный художественный взгляд — это по меньшей мере странная позиция», — уверен режиссер.

Особенная картина

Режиссер Алексей Учитель признается, что ко всем своим работам относится с одинаковой любовью, но к «Прогулке» у него особое, трепетное отношение. Это был настоящий творческий прорыв: “После завершения «Дневника его жены» я долго думал над следующим проектом. И вдруг я услышал фразу, которая стала отправной точкой: «Идут трое героев, реальные полтора часа».

Съемки проходили в предъюбилейном Петербурге, который активно готовился к своему 300-летию. Весь город был окутан строительными лесами и полиэтиленом, повсюду шли ремонтные работы — это неожиданно добавило особую атмосферу временности, переходности к чему-то другому. Алексей говорит:

Мы уложились в невероятные 25 съемочных дней — абсолютный рекорд для моей фильмографии! В картине было много длинных, почти документальных планов. Многие зрители потом восхищались, как удалось добиться такой естественности? А секрет прост — каждый эпизод был тщательно спланирован и отрепетирован.

Продолжение «Прогулки»

После оглушительного успеха картины режиссеру поступали многочисленные предложения о создании аналогичных проектов, в том числе международных — своеобразных «прогулок» по разным городам мира. Режиссер не исключает современной интерпретации: «Если когда-нибудь будет снято продолжение, то, скорее всего, действие перенесется в Москву. Но снимет его уже не я, а мой сын Илья. Пусть это будет взгляд нового поколения, свежий взгляд на изменившийся город». Возможно, в новом проекте появятся и некоторые герои первой «Прогулки», что станет приятным подарком для поклонников оригинальной картины.