Подготовка к школе — это не только новые тетрадки и форма, но и забота о здоровье ребёнка. Поэтому врачи советуют пройти комплексное обследование, закрыть пробелы в вакцинации, проверить зрение, правильно организовать режим дня и уделить внимание адаптации к новым нагрузкам.
В противном случае велик риск переутомления, снижения концентрации и проблем с физическим и психоэмоциональным здоровьем.
Участники круглого стола «Доктора Питера» обсудили, что родителям стоит знать о здоровье, питании и режиме детей в начале учебного года.
До школы
Накануне поступления в первый класс, а также перед переходом в следующие классы рекомендуется проходить комплексное медицинское обследование. Как рассказала Мария Пономарева, врач-педиатр клиники «Скандинавия», с 1 сентября 2025 года вступает в силу новый приказ о прохождении профилактических осмотров несовершеннолетними.
Мария Пономарева
врач-педиатр клиники «Скандинавия»
С учетом нового приказа, в 6-7 лет рекомендуется посетить следующих специалистов:
-
Педиатр
-
Невролог
-
Хирург
-
Стоматолог
-
Травматолог-ортопед
-
Офтальмолог
-
Отоларинголог
-
Врач-психиатр
-
Для девочек желателен осмотр акушера-гинеколога
-
Для мальчиков — осмотр уролога-андролога
-
Детский эндокринолог
Также проводятся общий анализ крови (для выявления анемии и оценки иммунного статуса), общий анализ мочи, УЗИ органов брюшной полости и почек, эхокардиография (УЗИ сердца), ЭКГ для оценки работы сердца и определения допустимых физических нагрузок, а также определения физкультурной группы, проверка слуха. А для детей из группы риска — исследование уровня холестерина в крови экспресс-методом.
— Педиатр подводит общий итог, оценивает развитие ребёнка и при необходимости направляет к узким специалистам для последующего наблюдения или повторных обследований, — говорит Мария Пономарева.
В более старшем возрасте необходимо также проходить обследования у врачей:
-
7 лет — невролог, стоматолог, офтальмолог, педиатр
-
8-9 лет — стоматолог, педиатр
-
10 лет — невролог, стоматолог, эндокринолог, хирург, офтальмолог, педиатр
-
11 лет — стоматолог, педиатр
-
12 лет — стоматолог, детский психиатр, травматолог-ортопед, педиатр
-
с 13 до 15 лет — расширенные профосмотры
Ну и, конечно, нужно следить за состоянием здоровья. Например, если есть нарушения со стороны стоп — обратиться к ортопеду. А он уже, по необходимости, будет рекомендовать коррекцию в виде стелек или специальной обуви, добавила эксперт.
— В 6 лет, как раз перед школой, проводится диспансеризация детей, — напомнил Данил Хлебников, педиатр клиники EMS. — Чтобы это обследование не прошло формально, безусловно, родители должны быть к нему готовы. Перед походом к врачу — будь то педиатр или узкий специалист — стоит подготовить список вопросов, причем лучше их записать. Так вы точнее сформулируете то, что вас беспокоит, и получите максимально конкретный ответ.
Данил Хлебников
заведующий отделением педиатрии сети многопрофильных семейных клиник с превентивным подходом EMS Family Clinic
Данил Хлебников отметил, что каждый врач даст полноценный ответ на поставленные вопросы, а педиатр в конце профосмотра сможет обобщить информацию и представит заключение с рекомендациями.
Защита от болезней
Один из важных элементов защиты ребенка от инфекционных заболеваний — вакцинация.
— Конец лета и начало осени — самое подходящее время, чтобы закрыть «хвосты» по вакцинации, — отметил Данил Хлебников. — Мы настоятельно рекомендуем сделать дополнительные прививки. В первую очередь, от менингококковой инфекции, ветряной оспы, гепатита А, провести вакцинацию от гриппа и клещевого энцефалита, а у детей после 12 лет — от вируса папилломы человека (ВПЧ).
Как рассказала Мария Пономарева, в 6-7 лет проводится ревакцинация от дифтерии и столбняка — предпочтительно препаратом, содержащим коклюшный компонент. Затем еще одна ревакцинация — в 14 лет. По ее словам, прививать от ВПЧ возможно уже с 9 лет, также рекомендуется вакцинация от ветряной оспы тем, кто не болел, — хотя бывают и исключения.
— Родителям также стоит проверить свой статус и, при необходимости, сделать профилактические прививки, чтобы создать семейный коллективный иммунитет и защитить ребёнка, — добавила эксперт.
Внимательный взгляд
От высоких нагрузок в школьном возрасте часто страдает зрение.
— Всё больше детей уже в младших классах сталкиваются с проблемами зрения — близорукостью, астигматизмом, нарушением фокусировки, — говорит Вероника Агафонова, руководитель оптического направления бутика швейцарской оптики Swissflex, — Причина в том, что глаза ребенка постоянно работают «вблизи» — за учебниками, компьютером, телефоном.
Она объяснила: чтобы сфокусироваться на разных расстояниях, глазам требуется разная нагрузка: на 1 метр — около –1 диоптрии, на 50 см –2, на 30 см — –3, а на 20 см — уже –4 диоптрии. То есть чем ближе объект, тем сильнее напрягаются глаза. Поэтому ежедневные 6–8 часов за гаджетами и книгами для ребёнка становятся нагрузкой, сопоставимой с работой взрослого в офисе.
Сначала хрусталик «подстраивается», обеспечивая четкое зрение вблизи, но хватает этой активности лишь на 15-20 минут. Затем автоматически включается второй этап:
— Глаз слегка удлиняется, примерно на 1 мм, и за счет этого добавляется около -2 диоптрий, — рассказала Вероника Агафонова. — Это снимает часть нагрузки с хрусталика, но именно в этот момент возникает риск: если не сделать перерыв, глаз постепенно «привыкает» к такому удлинённому состоянию. А это уже прямой путь к развитию близорукости.
Чтобы этого не допустить, надо действовать комплексно: делать регулярные паузы каждые 20–30 минут, выполнять гимнастику для глаз, больше времени проводить на улице, организовать правильное освещение и рабочее место и, самое важное, обеспечить грамотную коррекцию зрения, напоминает Вероника Агафонова.
По словам Анны Шамаровой, детского врача-офтальмолога сети салонов оптики «Счастливый взгляд», главное для сохранения здоровья глаз — соблюдение зрительного режима и дозирование нагрузки.
— Есть такое правило «20-20-20»: через каждые 20 минут зрительной нагрузки мы должны посмотреть вдаль примерно на 20 футов (это примерно 6 метров) и поморгать 20 раз, — рассказала эксперт. — После этого можно продолжать зрительную нагрузку, сохраняя дистанцию до объекта 35-40 см. Желательно, конечно же, минимизировать период общения с электронными устройствами. Важно находиться на улице не менее 1,5-2 часов в день в светлое время суток — это очень важно для правильного развития органов зрения.
Профилактические осмотры офтальмолога необходимы минимум раз в год, особенно если отягощена наследственность — у одного или обоих родителей есть миопия. Также стоит пойти к врачу, если вы увидите какие-то признаки проблем со зрением.
— Родители могут оценить поведение ребенка: если он старается ближе подойти к телевизору, близко подносит телефон к глазам, щурится, — рассказывает Анна Шамарова. — Можно спросить: четко ли он видит какой-то предмет вдали.
Привыкаем к школе
Адаптация к школе — это достаточно сложный период в жизни любого ребенка, отмечает Ксения Гуцул, детский и подростковый психолог клиники доказательной психотерапии ALVI. В детском саду все проходит чуть проще, т. к. там возможно постепенное вхождение, а в школе режим более жесткий, с четкой структурой и перерывами.
— Если это хорошо организованное обучение в первом классе, то там есть и прогулки, и динамические паузы, в которых дети могут побегать, попрыгать, немного выдохнуть и перестроиться, — отмечает Ксения Гуцул. — И это дает детям возможность разгрузиться — так гораздо лучше, чем если дети весь день сидят. Да, в идеале в школах эта динамическая пауза должна быть обязательно. Но, как показывает практика, это не всегда так.
Кроме того, дети бывают очень разные — кому-то четкая структура и режим пойдут на пользу и будет проще адаптироваться, а для части нейроотличных детей это, наоборот, будет невыносимым. И у таких перегруз выше.
В результате могут возникать изменения в поведении: раздражительность, агрессия, навязчивые движения (например, ребенок часто моргает, кусает ногти, теребит волосы). Возможны и физические симптомы: боли в животе, нарушение сна, изменение режима дефекации, отметила Мария Пономарева.
Чтобы помочь ребенку, по ее словам, необходимо организовать стабильный и полноценный режим сна, соблюдать баланс между учебой и отдыхом, уделять время играм и хобби по выбору ребенка, проявлять внимание, обсуждать чувства и переживания, а при необходимости консультироваться с психологом или врачом.
Переутомление может проявляться по-разному. Частые его признаки: изменение аппетита, быстрое уставание, сонливость днём, эмоциональные проявления — плаксивость, раздражительность, истерики, агрессия или, наоборот, замкнутость, апатия. Ребенок делает «глупые ошибки» в заданиях, даже простые задачки вызывают у него сложности, снижается внимание и теряется логика. В поведении возможны проявления в виде регресса у малышей — просьбы взять на руки, сосание пальца, частая потеря вещей, избегание разговоров о школе, нежелание выполнять задания. Для старшеклассников характерно ощущение бессмысленности учёбы, уход в гаджеты, избегание любых обязанностей.
— Если какие-то из этих симптомов проявляются, то есть смысл снизить нагрузку на 2-3 недели для того, чтобы у ребенка немножечко отдохнул мозг, — комментирует Ксения Гуцул. — Такой срок ничего в долгосрочной перспективе не решит, но это может помочь избежать нарушений в дальнейшем.
В целом, по словам Ксении Гуцул, первоклассники обычно адаптируются к школе от полутора до шести месяцев, в пятом классе в среднем от 2 до 4 месяцев, но может быть и дольше, т. к. ребенок учится коммуницировать с большим количеством учителей, ориентироваться по школе, у него появляется очень много новых задач. У старшеклассников в 10-м классе, если они не меняли школу, адаптация проходит быстрее — за 1-2 месяца, при смене школы — до 4 месяцев.
— Если после второй четверти ребенок говорит, что ему плохо в школе, то это повод обратиться либо к психологу, либо к детскому психиатру, — говорит Ксения Гуцул.
Особенности школьной жизни
Жизнь первоклассника сильно меняется: теперь он должен сидеть довольно долгое время за партой, а также носить в школу тетрадки, учебники и другие вещи. К этому также нужно подготовиться.
Так, по словам Марии Пономаревой, вес ранца не должен превышать 10-15% от веса ребенка. Ранец должен иметь плотно прилегать к телу, у него должны быть широкие регулируемые лямки и светоотражающие элементы для безопасности на дороге.
— Важно укреплять мышцы спины, живота и шеи, чтобы ребёнку было комфортно сидеть и чтобы избежать нарушений осанки, — добавила она. — Рекомендуются занятия плаванием, гимнастикой, мягкая растяжка. Следует контролировать осанку и подбирать эргономичную мебель по росту. Также нужно ограничить длительное сидение без перерывов и, возможно, обсудить с учителями возможность делать разминку на уроках. При выявлении нарушений положения стопы рекомендуется ортопедическая коррекция в виде стелек или специальной обуви.
Важно также правильно организовать рабочее место с точки зрения здоровья глаз.
— Нужно помнить простую вещь: большинство детей уже приходят в школу с исходными проблемами со зрением: у кого-то слабая близорукость, у кого-то — астигматизм, — говорит Вероника Агафонова. — И если родители не уделяют этому внимания, то даже идеальная мебель и освещение не спасут: глаза будут перенапрягаться, а зрение — снижаться дальше.
Нельзя допускать, чтобы ребенок сидел за уроками по 2–3 часа подряд без перерыва. Каждые 30–40 минут полезно делать короткие паузы: выйти к окну, посмотреть вдаль, выполнить простые упражнения для глаз. По словам Вероники Агафоновой, это помогает снять спазм аккомодации — то самое напряжение, из-за которого постепенно ухудшается зрение. Второй фактор — освещение. Рабочее место должно быть достаточно ярким, свет — равномерным.
— Нужно установить письменный стол так, чтобы свет падал прямыми лучами на рабочую поверхность — то есть, прямо у окна, — продолжила Анна Шамарова. — Если ребенок правша, источник света может быть слева, чтобы не создавались дополнительные тени, а если левша, то наоборот. Важно, чтобы не было дополнительной тени. А если естественного освещения не хватает (дети часто делают уроки вечером), пристальное внимание надо уделить искусственному освещению: лампа на столе не должна светить прямо в глаза.
Отдельно Анна Шамарова отметила желание некоторых родителей посадить ребенка за первую парту. Для этого они берут справки у офтальмолога.
— Если у ребенка нет проблем, то и необходимости в первой парте нет, — настаивает Анна Шамарова. — Кроме того, если школьник сидит на 3-4 парте, то при появлении проблем со зрением он быстрее пожалуется, что плохо видит. Даже если у ребенка близорукость и он носит очки или контактные линзы, ему тоже нет необходимости сидеть за первой партой, так как он видит на 100%.
По словам Анны Шамаровой, для первых парт есть специальные показания — например, амблиопия или косоглазие.
Видеть на все 100%
Если у ребенка уже есть проблемы со зрением, то важно грамотно подойти к коррекции.
— Даже при миопии слабой степени, если этот диагноз установлен, мы рекомендуем очки для постоянного ношения, — подчеркнула Анна Шамарова. — А если миопия прогрессирует, то назначаем специальные лечебные очки для контроля. Мы можем их назначить уже при -0,25, особенно если есть наследственная предрасположенность.
Обязательные регулярные прогулки, гимнастика для глаз и перерывы каждые 20–30 минут не смогут компенсировать зрительные перегрузки, если ребенок не носит правильно подобранные очки.
— Если ребенку нужны очки, важно, чтобы они были максимально комфортными и подходили именно ему. Только в этом случае можно ожидать, что ребёнок будет носить их регулярно — и дома за уроками, и в школе, — добавила Вероника Агафонова. — Часто родители сталкиваются с проблемой, что ребёнку прописали очки, но он их не носит — тяжёлые, неудобные, сползают, «некрасивые». В результате глаза продолжают напрягаться, а миопия прогрессирует.
Как укрепить иммунитет
Чтобы школьники не болели, нужно выполнять рекомендации, которые и так известны всем родителям, но которые тяжелее всего выполнить, говорит Данил Хлебников. Это прогулки на свежем воздухе, занятия спортом и регулярное полноценное питание.
— К сожалению, в наше время дети очень мало гуляют, больше сидят дома с телефоном, основное общение идет в нем, — сетует Данил Хлебников. — Им уже нет особой необходимости выходить на улицу, да и родители довольны, что их чадо спокойно сидит под присмотром. Но для здоровья это не очень хорошо.
Занятия спортом, конечно, тоже положительно влияют на здоровье, добавил Данил Хлебников.
— Родители должны предложить разные варианты — спорт, танцы, что-то еще. И пусть ребенок сам выберет, чем он хочет заниматься. Ведь очень важно, чтобы он ходил туда не из-под палки, а ему это нравилось, — говорит эксперт.
Еще один важный «кирпичик» в поддержании иммунитета — это питание.
— Родители школьников максимум могут проследить, что ребенок съел на завтрак и ужин, а обед, как правило, не контролируется. В течение дня дети едят всевозможные шоколадки или выпечку, в которых содержится большое количество сахара, а нормальную пищу уже не хотят. — пояснил Данил Хлебников. — От этого, как минимум, возникают проблемы с лишним весом, а также дефицитные состояния.
Мария Пономарева рекомендует для формирования здоровых пищевых привычек в семье почаще устраивать совместные приемы пищи. Отдельно она отметила необходимость приема витамина D.
— Для детей от 3 до 18 лет рекомендованная суточная доза витамина D составляет 1000 МЕ в сутки; для проживающих в северных регионах норма может быть увеличена до 1500 МЕ в сутки, — рассказала она. — Приём рекомендуется продолжать круглый год, вне зависимости от сезона, так как в северных широтах солнечного ультрафиолета для нормального синтеза витамина D может быть недостаточно даже летом.
При этом сдавать анализы перед профилактическим приемом не обязательно, если ребенок здоров и не входит в группу риска. Анализ назначают при подозрении на дефицит или наличии хронических заболеваний. Рекомендуемые для детей формы — капли, жевательные таблетки или капсулы с холекальциферолом (витамин D3).
Для иммунитета также важен сон: 9–12 часов в зависимости от возраста.
— Соблюдение режима важнее ночного доделывания уроков, — говорит Мария Пономарева. — Также рекомендуется поддерживать влажность воздуха на уровне 40–60% и температуры 18–20° C для сохранения здоровья слизистых верхних дыхательных путей.
— Чтобы ребенок проще переносил обучение в школе, ему нужен четкий режим дня. Особенно это важно для первоклассников и пятиклассников, — дополнила Ксения Гуцул. — Четкая и понятная структура дает детям возможность лучше адаптироваться, лучше понимать, что будет за чем. Да, будет периодический саботаж, будет периодическая попытка прогнуть границы родителей и поменять режим. Но здесь важна последовательность и осознанность действий родителей.