Домой Жизнь НПЗ разрешат добавлять этиловый спирт в бензин АИ-92, чтобы компенсировать нехватку топлива

НПЗ разрешат добавлять этиловый спирт в бензин АИ-92, чтобы компенсировать нехватку топлива

4
0

НПЗ разрешат добавлять этиловый спирт в бензин АИ-92, чтобы компенсировать нехватку топлива

В последнее время энергетический сектор России столкнулся с нехваткой топлива. В связи с этим правительство РФ планирует разрешить нефтеперерабатывающим предприятиям добавлять этиловый спирт в бензин марки АИ-92. Также будут сняты ограничения на использование присадки ММА (монометиланилина). Эти меры направлены на увеличение объема бензина и компенсацию дефицита топлива.

Почему возникла нехватка топлива

Производство топлива резко снизилось летом 2025 года. Дефицит нефтепродуктов возник из-за сочетания трех факторов: сезонного увеличения спроса, внеплановых ремонтов на нефтеперерабатывающих предприятиях и ударов БПЛА по объектам энергетики.

В результате нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) произвели на 10-11 % меньше топлива, чем было запланировано. Дефицит бензина возрос до 400 тонн в месяц, что составляет около 1/5 части от обычного объема.

Рыночная стоимость таких марок бензина, как АИ-92 и АИ-95 возросла на 8,36 %, если сравнивать с началом года. Такой рост цен опережает темпы инфляции. В некоторых регионах даже пришлось ограничить продажу бензина и ввести фиксированные цены на нефтепродукт.

Этиловый спирт поможет компенсировать дефицит

Сейчас допустимая доля этилового спирта в бензине составляет 1,5 %. Ее планируют увеличить до 10 %. Предполагается, что эта мера позволит увеличить объемы производимого топлива на 100 тысяч тонн в месяц.

Кроме этого Министерство финансов обнулило акциз на этиловый спирт-денатурат, производимый для бензина АИ-92. Это поможет сделать производство смесей из топлива и спирта более дешевым и выгодным.

Этиловый спирт увеличивает детонационную стойкость бензина (октановое число). Такое топливо более экологично. Спирт уменьшает выделение угарного газа и твердых веществ при сгорании.

Однако применение спирта потребует изменений в технологических процессах на НПЗ. Также такие смеси могут увеличить вероятность коррозии в топливных системах автомобилей.

Монометиланалин возвращается

ММА — это присадка, которая повышает октановое число бензина. Если добавить в топливо всего 1 % монометиланилина, то выпуск нефтепродукта можно увеличить на 50 тысяч тонн ежемесячно.

ММА запрещен в большинстве стран. Он токсичен и наносит вред экологии. В России запрет на монометиланилин действовал с 2016 года. Но сейчас рассматривается вопрос о снятии этого ограничения. Минэнерго подчеркивает, что это временное разрешение, которое будет действовать только на время топливного кризиса.

Поможет ли импорт

Будут обнулены ввозные пошлины на импорт бензина из трех стран: Сингапура, Китая и Южной Кореи. Планируется увеличить ввоз топлива из Белоруссии. Компенсацию затрат импортерам возьмет на себя бюджет.

Импорт из азиатских стран позволит уменьшить дефицит топлива в Сибири и на Дальнем Востоке. Но он не поможет решить эту проблему в регионах центральной России, так как затраты на логистику будут большими, а поставки — долгими.

Последствия для экономики и экологии

Эксперты по экономике считают, что добавление спирта в бензин не только поможет решить проблему нехватки топлива, но и будет способствовать развитию производства биоэтанола. Такие смеси используются во многих странах, так как они считаются более экологичными. Но в России их применение потребует серьезных изменений в транспортной структуре и технологиях НПЗ, что невозможно осуществить в сжатые сроки.

По мнению экспертов, временное разрешение на применение ММА — самое спорное решение. Оно связано с очень высокими экологическими и санитарными рисками.

Решают ли эти меры проблему

Эти меры помогут временно стабилизировать ситуацию и сгладить нехватку топлива. Но они не решают системных проблем. Нефтеперерабатывающие предприятия нуждаются в модернизации, а для этого необходимы инвестиции. Также важно развивать перерабатывающую промышленность и резервные мощности. Если этого не сделать, то риск нехватки топлива будет сохраняться.