Домой Жизнь Музыка и любовь всей его жизни: вспоминаем прекрасного композитора Родиона Щедрина

Музыка и любовь всей его жизни: вспоминаем прекрасного композитора Родиона Щедрина

19
0

Музыка и любовь всей его жизни: вспоминаем прекрасного композитора Родиона Щедрина

В ночь на 29 августа 2025 года не стало одного из самых значимых отечественных композиторов Родиона Константиновича Щедрина. Ему было 92 года (исполнилось бы 93 года в декабре 2025-го). Его уход стал тяжелой утратой не только для российской, но и для всей мировой культуры. Музыка Щедрина, сочетающая революционное новаторство с глубокой несколько консервативной лиричностью, продолжает звучать на сценах лучших театров. Но не менее важной, чем его творческое наследие, была его личная история — история большой, преданной любви к великой балерине Майе Плисецкой.

Детство в эпоху перемен

Будущий знаменитый композитор появился на свет в столице, 16 декабря 1932 года- в один день с Бетховеном. Сам он считал, что это очень символичное совпадение, которое во многом предопределило его жизненный путь. Можно сказать, что семья была связана с искусством. Так, отец семейства был композитором и преподавателем. Мать работала в Большом театре. Правда, экономистом-плановиком.

Детство его пришлось на военные годы. Семья была эвакуирована в Куйбышев (Самара), где мальчик пережил лишения, голод и страх. Отец ушел в ополчение, получил контузию, но сумел вернуться к семье. В Куйбышеве он устроился в оркестр драматического театра, и музыка оставалась рядом даже в самые трудные времена. После возвращения в Москву Родион продолжил обучение, но путь в музыку оказался непростым. Сначала он учился в музыкальной школе, но был отчислен из-за драки. Затем поступил в хоровое училище, из которого в итоге успешно выпустился.

Путь в великие: от консерватории к мировой славе

В 50-м году Щедрин стал студентом столичной консерваторию, где одновременно осваивал два направления — композицию под руководством Юрия Шапорина и фортепиано у Якова Флиера. Уже в студенческие годы он проявил себя как талантливый и смелый автор. Его ранние произведения (Первый фортепианный концерт, балет «Конек-Горбунок» и Первая симфония) принесли ему первое признание.

Карьера молодого композитора стремительно развивалась. Уже на четвертом курсе обучения он был принят в Союз композиторов и получил членский билет, а в 1973–1990 годах даже был руководителем этой организации, следуя идеалам Дмитрия Шостаковича — поддерживать молодежь и отстаивать творческую свободу. В 1968 году Щедрин вместе с другими деятелями культуры отказался подписывать письмо в поддержку ввода войск в Чехословакию, что вызвало недовольство властей. Чуть позже композитор реабилитировался, благодаря написанной им оратории «Ленин в сердце народном».

Творческий гений

Творческое наследие Щедрина поражает разнообразием. Он работал во всех жанрах: от симфоний и опер до балетов, камерной музыки и музыки к кино. Среди его самых известных работ — балет «Кармен-сюита» (1967), который был написан всего лишь за двадцать дней персонально для Майи Плисецкой. Это произведение стало классикой мирового балета, отличаясь смелой аранжировкой. Щедрин заменил симфонический оркестр на струнные и ударные, придав музыке Бизе новое, дерзкое звучание.

В 1960–1980-е годы он создал балет «Анна Каренина». Также с большим успехом прошла «Дама с собачкой». Отдельно стоит отметить оперу «Мертвые души», где впервые был использован новаторский прием, поразивший слух ценителей. Скрипки были заменены камерным хором.В 1990-е годы появилась опера «Лолита» по Набокову, премьера которой состоялась в Стокгольме. В 2000-х. Среди них, например, такое известное произведение, как «Боярыня Морозова».

Щедрин активно сотрудничал с выдающимися деятелями культуры: поэтом Андреем Вознесенским, дирижерами Михаилом Плетневым и Валерием Гергиевым. Его произведения исполнялись лучшими оркестрами мира, а все партитуры печатались в престижном немецком издательстве Schott.

Любовь, вдохновившая на гениальные произведения

Но центральной фигурой в жизни Щедрина была не только музыка, но и Майя Плисецкая. Их история любви — одна из самых трогательных в истории искусства. Познакомились они в 1955 году в салоне Лиля Брик, но настоящие чувства вспыхнули три года спустя, во время работы над балетом «Конек-Горбунок».

Сначала композитор услышал Плисецкую на магнитофонной записи, где она пела «Золушку» Прокофьева. Голос поразил его чистотой и силой. А когда он увидел ее в тренировочном классе, в эффектном купальнике, которого в то время никто не носил, сердце забилось чаще. В своих интервью композитор признавался, что, как говорится, «запал» на эффектную женщину.

Их брак, заключенный 2 октября 1958 года в ЗАГСе, стал не только личным, но и творческим союзом. Плисецкая называла мужа своей музой, а он ее — своей «майяманом». Он писал для нее балеты, которые продлевали ее сценическую жизнь, а она вдохновляла его на новые шедевры. Щедрин признавался, что жанр произведений был продиктован семейной жизнью. Если бы его супруга не танцевала, а пела, он писал бы оперы.

Семья без компромиссов

У пары не было детей. Плисецкая боялась, что материнство помешает карьере, и Щедрин полностью поддержал ее выбор. По ее словам, она сама предложила брак. Щедрин был не против, но не торопился с официальной регистрацией. На то были и личные, и политические причины. Тогдашнее руководство намекало, что женитьба на Плисецкой может повредить его карьере.

Но их любовь оказалась сильнее любых преград. Они прожили вместе 57 лет — до самой смерти Плисецкой, которой не стало в 2015 году. Они любили друг друга, и вместе им никогда не было скучно. Ссоры случались, но по пустякам — кто надел не ту обувь или плохо поклонился публике. Что характерно, супруг никогда не ревновал красавицу-жену, и относился к этой теме с юмором.

Последние годы и вечная память

В последние годы Щедрин жил в Германии, но оставался связан с Россией. Его музыка звучала на сценах Большого и Мариинского театров. В 2022 году, в честь его 90-летия, прошли фестивали и телепередачи. Два года назад он передал в фонд музея музыки свои рукописи.

У Щедрина и Плисецкой было совместное завещание. Они хотели, чтобы их прах после смерти был соединен и развеян над Родиной. Таким образом, это должно стать символом их вечного единства друг с другом и со страной.

Родион Щедрин оставил после себя не только десятки произведений, но и пример того, как любовь и творчество могут идти рука об руку. Его жизнь — это гимн верности, таланту и глубокому человеческому чувству. Музыка его будет жить. Как и память о нем.