Этим летом на экраны онлайн-кинотеатров вышла действительно громкая премьера — сериал «Хирург», который мгновенно стал главной темой для многочисленных обсуждений среди зрителей. Эта мрачная и напряженная история о подпольной торговле органами, судьбах нелегальных мигрантов и талантливом враче, против своей воли оказавшемся в эпицентре предательства и жестоких преступлений, смогла по-настоящему захватить аудиторию.
Актер Сергей Гилев, сыгравший главную роль, поделился размышлениями о природе героя, профессиональных тонкостях и поворотах карьеры, которая сложилась далеко не самым обычным образом.
Между антигероем и жертвой
Размышляя о ключевых мотивах своего персонажа, который осознанно идет на побег из тюрьмы ради осуществления своего плана мести, Сергей Гилев решительно отвергает для него любой статус жертвы. «Он точно не может быть жертвой обстоятельств, потому что тогда на него скучно было бы смотреть, и он просто не смог бы нести на себе драматургию всего сериала», — убежден актер. Он видит в своем герое своеобразного и даже в чем-то безопасного проводника для обычного зрителя, на чьем примере можно пережить самые опасные эмоции, не подвергая себя реальному риску.
Точка входа в роль
То, что по-настоящему зацепило актера в предложенном сценарии с первых страниц, — это невероятная насыщенность повествования разнообразными событиями и неожиданными поворотами. Актер признается, что до этого ему еще не доводилось участвовать в столь динамичных и по-хорошему приключенческих проектах, где действие не замедляется ни на минуту.
Однако были в этой работе и свои объективные сложности, причем трудности эти оказались не физическими, а скорее глубоко внутренними, психологическими. Гилеву эмоционально тяжело давались те сцены, где его персонаж, по сути являющийся его полной противоположностью, должен был говорить абсолютно чужими словами и шутить не своими, а чужими шутками. «Это как бы анти я, моего внутреннего состояния, поэтому мне на площадке часто было действительно очень сложно вжиться в эту кожу», — так актер вспоминает съемочные дни.
Справедливость и право на месть
Может ли месть считаться одной из форм восстановления справедливости? Актер Сергей Гилев предпочитает смотреть на вещи сугубо реалистично. В современном цивилизованном обществе такой архаичный путь является абсолютно неприемлемым, и любой суд однозначно встанет на сторону писаного закона, а не личного чувства мстителя, какими бы благородными мотивами тот ни руководствовался.
Погружение в тонкости профессии высококлассного трансплантолога для Гилева оказалось весьма нетривиальной задачей. Безусловно, настоящие врачи активно консультировали всю съемочную группу, создавали необходимую достоверность, но самый личный опыт, связанный с медициной, у актера, как ни странно, связан с ветеринарией.
Он вспоминает почти профессиональный случай из подросткового возраста: «Самая сложная операция, которую я проводил – это роды у моей собственной кошки. Мне на тот момент было четырнадцать, пришлось самостоятельно помочь любимому питомцу. Один котенок пошел лапками вперед, это был сложный случай, я помог ему осторожно выйти, но, к огромному сожалению, он оказался самым слабым из всего помета и через пару дней умер. Это, конечно, не полноценная пересадка органов человеку, но и такое событие можно считать достаточно суровым жизненным мероприятием».
В поисках характера
Чтобы глубже понять внутренний мир человека с таким травматичным прошлым, наполненным насилием, кровью и личной трагедией, актеру пришлось обращаться к собственной памяти. Он старался вспомнить тревожных, надломленных людей, с которыми доводилось встречаться в бурные годы конца девяностых и начала нулевых. Для создаваемого образа было важно найти не просто травмированного человека, а энергичного, решительного, склонного к быстрым действиям без долгих раздумий о последствиях. В этом сложном поиске актеру помогали и детально прописанный сценарий, и чуткое руководство режиссера, который направлял его работу.
Секрет режиссера
Кстати, с режиссером Ильей Ермоловым их творческий тандем успел сложиться ранее. В чем же заключается его профессиональная уникальность? Актер считает, что Ермолов обладает поистине ценным даром: «Это удивительная способность снять за относительно небольшие деньги что-то по-настоящему большое – то, что будет смотреться дороже и масштабнее, чем могло бы быть сделано кем-то другим за точно такую же сумму». Гилев добавляет, что творческие и организационные возможности режиссера закономерно растут от проекта к проекту, и их сотрудничество всегда складывается легко, продуктивно и с неизменным чувством юмора.
Почему зритель тянется к антигероям
На вопрос о популярности морально неоднозначных персонажей Гилев отвечает просто: «Потому что каждый зритель сам не один раз в жизни, в каких-то ситуациях, бывал негодяем, поступал не лучшим образом». Это универсальное человеческое переживание, по его мнению, и рождает внутреннее понимание, эмпатию и устойчивый интерес к таким сложным и неидеальным героям на экране.
Несмотря на обилие откровенно негативных персонажей в своей уже обширной фильмографии, Сергей Гилев признается, что его лично гораздо сильнее притягивают образы добрых, светлых и положительных людей. Основная проблема, по его словам, заключается в том, что подобные роли ему присылают в сто раз реже, чем предложения сыграть злодея или психа: «Мне срочно нужен активный и влиятельный продюсер, которому это направление было бы искренне интересно». Актер иронично отмечает, что самому придумывать и продвигать такого героя — процесс медленный и не всегда результативный.
Послевкусие «Хирурга»
Каждая новая роль, по словам Гилева, мало что меняет в нем самом как в личности, не переворачивает мировоззрение. Разве что оставляет в памяти отдельные фразы или даже шрамы, напоминающие о напряженных съемках. Но от работы над «Хирургом» ему досталось кое-что более осязаемое и полезное в повседневной жизни: «От проекта мне остался зал и регулярные занятия с тренером, так что, глядишь, через три года я стану получше телом и побольше в объемах». Он также отмечает удачный момент выхода сериала, который оказался единственной крупной премьерой того времени и закономерно получил максимальное медийное внимание.
От нуля до главной роли
Сергей Гилев пришел в актерскую профессию относительно поздно, когда ему уже исполнилось сорок лет. Свой нынешний успех он с определенной долей самоиронии называет «ошибкой выжившего». Суть его жизненной стратегии, приведшей к цели, проста и универсальна: делать свое дело и ни в коем случае не бросать начатое, несмотря на обстоятельства. Он говорит, что таких, как он, пытающихся пробиться, — миллионы; тех, кто постоянно работает, ходит на бесчисленные пробы, совмещает неустойчивое актерство с другими заработками. Ему же невероятно повезло не сдаться и постепенно, шаг за шагом, накопить нужные связи и знакомства, которые помогли о нем узнать в нужных кругах: «Жизнь тогда весело и немного насмешливо сказала мне: на тебе, пожалуйста. Твоя заветная мечта сбылась. Теперь иди и работай».
Есть ли будущее?
Сергей Гилев довольно точно описывает современный актерский рынок как жесткую, бескомпромиссную конкуренцию среди десятков тысяч человек за очень ограниченное число рабочих мест и перспективных проектов. Чтобы пробиться на главные роли, мало одного таланта; необходимо надолго закрепиться в сознании ключевых продюсеров, а в идеале — и в памяти массового зрителя.
«Каким-то невероятным, почти мистическим образом этот сложный пазл у меня продолжает потихоньку складываться», — отмечает он, признаваясь, что чувства уверенности в завтрашнем дне в этой профессии нет и, возможно, быть не может никогда. Именно поэтому многие опытные актеры рано или поздно пробуют себя в смежных, более стабильных областях. Но пока хочется сосредоточиться именно на том, что Сергей любит больше всего.