19 января – день рождения легендарного российского режиссера Вадима Абдрашитова. В 2025 г. ему могло бы исполниться 80 лет. Его творческий дуэт с Александром Миндадзе подарил нам такие выдающиеся фильмы, как «Охота на лис», «Парад планет», «Плюмбум, или Опасная игра». Эти и другие киноработы стали классикой отечественного кино и определили развитие независимого кинематографа в России.
С чего все начиналось
Отец Вадима Абдрашитова, военный человек, сумел привить сыну любовь не только к дисциплине, но и к прекрасному. Играя на скрипке и мандолине, он создавал в доме атмосферу творчества и вдохновения. Огромная семейная библиотека, которая следовала за ними по всем уголкам Советского Союза, привила Вадиму страсть к чтению. Все это, несомненно, способствовало тому, что будущий режиссер с детства тяготел к творческим профессиям, таким как фотография, музыка и кино.
В шестнадцать, успешно сдав экзамены экстерном, Абдрашитов отправился покорять Москву. Его выбор пал на престижный физико-математический институт в Долгопрудном, факультет физической химии. Однако, несмотря на погружение в мир точных наук, юноша не мог полностью отпустить свою творческую натуру. Мечта о кино все настойчивее звучала в его сердце. На то, чтобы решиться заменить химию на острые картины, у него ушло почти 10 лет.
Его путь в кино был предопределен свыше
1970 год стал переломным в жизни Вадима Абдрашитова: он поступил во ВГИК, в мастерскую легендарного Михаила Ромма. Именно под руководством этого выдающегося режиссера Абдрашитов сделал свои первые шаги в кинематографе. Его дебютная студенческая работа, немой документальный этюд «Репортаж с асфальта», получила высокую оценку мастера. В 1974 году Абдрашитов представил курсовую работу – сатирическую комедию «Остановите Потапова!», снятую по рассказу Г. И. Горина.
Случайная встреча с Юлием Райзманом кардинально изменила жизнь молодого режиссера. Увидев курсовой проект Абдрашитова, маститый кинодеятель сразу предложил ему работу на «Мосфильме» со словами: «Хватит учиться, пора работать». Так, в 1974 году Абдрашитов оказался в творческом объединении «Товарищ», где судьба свела его со сценаристом Александром Миндадзе. Их творческий тандем впоследствии подарил миру 11 выдающихся кинофильмов.
Их творческий союз дебютировал в 1977 году судебной драмой «Слово для защиты», которая сразу же завоевала признание зрителей и критиков. Фильм был отмечен на X Всесоюзном кинофестивале в Риге, где Абдрашитов получил приз за лучшую режиссуру. Этот успех стал началом долгого и плодотворного сотрудничества, подарившего миру множество ярких и глубоких картин, отличающихся оригинальным стилем и острой постановкой нравственных вопросов.
Творческий тандем с Миндадзе
Одиннадцать совместных работ Миндадзе и Абдрашитова – это не просто набор фильмов, а глубокое погружение в историю советского общества. Отказавшись от идеализированных образов героев, авторы обратили свой взор на обычных людей, их проблемы и противоречия. Их кино – это своего рода психологический портрет эпохи, где человек предстает не как винтик системы, а как личность, борющаяся за свою индивидуальность.
Инновационный подход Абдрашитова и Миндадзе к кинематографу оказался слишком смелым для своего времени. Их фильмы, такие как «Охота на лис» (1980), выпущенная на экраны после существенных правок, и «Остановился поезд» (1982), где авторы подвергли сомнению понятие «героическая жертва», вызывали острую реакцию цензуры.
Лишь благодаря случайному стечению обстоятельств «Остановился поезд» не был полностью запрещен. Очевидно, что государственные чиновники чувствовали приближение перемен и опасались, что эти фильмы могут стать оружием в будущих политических баталиях.
Он снимал кино о простых людях
Абдрашитов предпочитал исследовать не ярких индивидуумов, а обычных людей, затерявшихся в толпе. Его героями становились те, кто составлял основу советского общества: рабочие, служащие, люди, чья жизнь была подчинена коллективным целям. Режиссера интересовали не верхи общества, а его низы, те, которые жили простой, зачастую унылой жизнью, но при этом оставались людьми с собственными мечтами и надеждами.
Оба мастера, Абдрашитов и Миндадзе, обладали богатым жизненным опытом, который и лег в основу их кинопроизведений. Миндадзе, работая секретарем суда, наглядно столкнулся с человеческими судьбами и преступлениями, что впоследствии отразилось в его сценариях. А Абдрашитов, прошедший путь от инженера до режиссера, хорошо знал о буднях обычных людей.
Именно поэтому их герои так узнаваемы: они живут в знакомом всем быту, но при этом несут на себе отпечаток своего времени и социальных условий. Фильмы Вадима Абдрашитова и Александра Миндадзе отражают весь спектр человеческих эмоций и переживаний.
Любовь всей жизни
В 1970 году, в возрасте 25 лет, Вадим Абдрашитов встретил свою любовь – 20-летнюю Нателлу Тоидзе, дочь известного скульптора Георгия Тоидзе, создателя знаменитого плаката «Родина-мать зовет!». Их союз стал не только крепкой семьей, но и плодотворным творческим тандемом. Нателла, представительница знаменитой художественной династии, стала для Абдрашитова музой и постоянным источником вдохновения.
Нателла, продолжив семейную традицию, стала талантливым художником. Сегодня она признанный мастер, академик Российской академии художеств и заслуженный художник России. Дети пары также выбрали творческие пути. Сын, унаследовав от отца склонность к точным наукам, окончил престижный Колумбийский университет и остался жить в США, продолжив заниматься физикой.
Нана, дочь Абдрашитова и Тоидзе, продолжила семейную художественную династию, окончив сценографический факультет ГИТИСа. Что касается личной жизни режиссера, то он предпочитал о ней не распространяться. В интервью он ограничивался лаконичными ответами, подчеркивая, что женат, имеет детей и счастлив в браке.
Болел душой за российское кино
Последней режиссерской работой Вадима Абдрашитова стала картина «Магнитные бури», вышедшая в 2003 году. В последующие годы он посвятил себя преподавательской деятельности во ВГИКе. Он воспитал многих известных ныне молодых актеров, привив им любовь ко всему отечественному, родному, глубоко человеческому.
Абдрашитов был обеспокоен состоянием российского кинематографа и неоднократно высказывал опасения по поводу утраты национальной идентичности в кино. «Если российское кино потеряет связь с нашей культурой, это будет иметь катастрофические последствия», – говорил он. Режиссер скончался 12 февраля 2023 года на 79-м году жизни после продолжительной болезни.