Талантливая выпускница Щепкинского училища, актриса Елена Лядова пришла в Театр юного зрителя сразу по окончании вуза и сыграла немало ведущих ролей в различных постановках, которые были отмечены престижными театральными наградами и признанием зрителей. Однако спустя десять лет она приняла непростое, но осознанное решение полностью посвятить себя развитию в кинематографе, поскольку в тот переломный момент ей казалось, что совмещать две столь поглощающие сферы деятельности практически невозможно.
Мир бесконечных возможностей
«У меня действительно появилось много предложений в кино, и этот удивительный мир оказался не менее интересным и глубоким, чем театр» — так актриса вспоминает тот важный период профессионального становления. Она тогда почувствовала острую необходимость развиваться именно в этом направлении, считая, что, сосредоточившись исключительно на кинематографе, сможет открыть неизвестные грани таланта и навсегда избежит мучительного творческого разрыва между двумя искусствами. Лядова и сегодня с теплотой и благодарностью вспоминает режиссера московского ТЮЗа Генриетту Яновскую, с которой продолжает поддерживать дружеские отношения. А еще бесконечно благодарна всему театральному коллективу за понимание, мудрость и предоставленную возможность смело идти дальше.
Пройденный этап
Елена по своей натуре не любит возвращаться к своим прошлым ролям, анализировать их и строить какие-либо умозаключения, считая каждую из них закрытой книгой. “Это патологично для моего творческого здоровья”, — шутит она, подчеркивая свою принципиальную позицию в этом вопросе. Тем не менее актриса все же ненадолго оглянулась назад, позволив себе откровенно поговорить о том, что уже осталось позади, чего порой не хватает в настоящем и каковы ее творческие планы на будущее. Впрочем, о ближайшем и тем более отдаленном будущем она всегда предпочитает рассуждать с неизменной осторожностью, свято веря, что не стоит лишний раз суетиться и пытаться обогнуть судьбу.
Метод проб и ошибок
Творческий путь в профессию для Лядовой изначально не был осознанным выбором с уверенностью в своем призвании с юных лет. Она поступала в Щепкинское училище, не испытывая внутренней уверенности, что актерство — ее единственно верное предназначение на всю жизнь. Лишь спустя годы обучения, уже после окончания вуза, к ней постепенно пришло понимание, что она действительно будет актрисой и другого пути для себя просто не мыслит. Одно лишь искреннее желание творить еще отнюдь не гарантирует наличие настоящих способностей, которые, увы, могут так и не раскрыться на протяжении всей творческой жизни. Елене Лядовой повезло с поддержкой родителей, но даже после успешного поступления студенческая жизнь не была усыпана розами — весь первый курс она практически провела на самой что ни на есть «Камчатке».
Первые шаги и «Два клена»
Окончание института и приход в профессию пришлись на переходные времена в стране, когда многое рушилось и строилось заново. Высшее образование не гарантировало успеха и стабильности, многие выпускники престижных вузов в итоге торговали пивом в палатках, пытались просто выжить в тех условиях. Идти в актеры в конце 90-х годов считалось непопулярным, безрассудным шагом, и было совершенно непонятно, на что вообще можно рассчитывать в этой сфере в перспективе. Потому первые, совсем скромные заработки в театре казались тогда настоящим, почти невероятным счастьем и признанием. И конечно, главные роли в театре посыпались на нее далеко не сразу — поначалу молодую актрису вводили в основном в сказки.
Столпы и традиции
В юности кинематографический вкус Елены Лядовой формировался под влиянием родителей и того, что было доступно в то время — «Крокодил Данди», «Один дома», культовые фильмы со Сталлоне. Но настоящим эстетическим и профессиональным фундаментом для нее стало классическое советское кино — «Девчата», «Королева бензоколонки», «Место встречи изменить нельзя», картины с Гурченко, Гундаревой и Мордюковой, которые до сих пор остаются главными творческими маяками. О себе Елена Лядова говорит так: она — плоть от плоти выпускница ортодоксального Щепкинского училища, прямой продолжатель великой традиции, идущей от самого Станиславского через ее легендарного педагога Римму Солнцеву.
Судьбоносный мэтч
У Лядовой никогда не было четкой, заранее продуманной стратегии выбора ролей, никаких внутренних установок, в каком кино сниматься стоит, а в каком — нет. Она просто честно и много ходила на пробы, ее часто утверждали на интересные проекты. Сегодня она говорит об этом как о некоем совпадении творческих интересов, человеческих энергий и мистических частот между ней и режиссерами. Судьба, словно бы ведя за руку, сама привела ее в большое кино, начав с знаковой картины «Космос как предчувствие», где она, тогда еще начинающая актриса, оказалась в одной компании с уже состоявшимися звездами первой величины. То самое щемящее ощущение, что все части сложного творческого пазла наконец-то начинают сходиться, пришло несколько лет после окончания института.
Роли, меняющие уровень
Актриса убеждена, что каждая ее роль, даже самая небольшая, обязательно находит своего зрителя, и кажущиеся неудачи отнюдь не означают настоящего провала всего фильма в целом. Что касается творческих провалов, то их она либо не помнит, либо ее психика мудро защищает от такой травмирующей памяти. Зато вот проекты, кардинально поднявшие ее на новый профессиональный уровень, безусловно, были — такими стали, например, «Братья Карамазовы» со сложнейшей ролью Грушеньки. И конечно, двухсерийная «Любка» по нашумевшей книге Дины Рубиной, который, несмотря на свой нескромный хронометраж, сумела найти отклик у взыскательного зрителя.
В ожидании новых авторов
Елена Лядова терпеливо ждала появления в своей жизни автора масштаба Звягинцева, и в итоге дождалась, причем произошло это без какой-либо лишней суеты и натужных попыток с ее стороны. Эти немногочисленные, но такие важные роли стали профессиональной вехой, для воплощения которой пришлось в прямом смысле нарастить определенные творческие «мышцы» и пересмотреть свой подход. Актриса уверена, что новые авторы неизбежно появятся в российском кинематографе, но только тогда, когда для них придет время. Такой творческий процесс, по ее мнению, невозможно искусственно форсировать — все произойдет само собой, когда отжившее свое старое окончательно уступит место новому.
А пока актриса много работает и очень востребована. Сейчас она готовится к новой необычной роли, какой в ее послужной списке еще не было – речь о комедийной драме “Паучиха”, где Елена Лядова сыграет блогершу-мошенницу, предлагающую публике через свои курсы и тренинги решить любые вопросы. На героиню заводят уголовное дело, но острый ум и природное очарование помогут ей выйти сухой из воды. Интересно и то, что проект основан на истории известной блогерше Елене Блиновской, хотя прямого упоминания ее имени не будет.