В российский кинопрокат вышла картина «Лермонтов» — дерзкий и во многом новаторский проект, который предлагает сосредоточиться не на всей биографии поэта, а на его последних часах жизни, наполненных роковыми случайностями и фатальными решениями. Самым обсуждаемым и поистине неожиданным аспектом этого проекта стало решение доверить главный образ человеку, абсолютно далекому от мира большого кино — популярному стендап-комику Илье Озолину, для которого эта работа оказалась не только первой главной ролью, но и дебютом в кинематографе, что вызвало среди искушенной публики и критиков особый интерес и множество вопросов.
Кто такой Илья Озолин?
Чтобы понять смелость режиссерского выбора, необходимо присмотреться к фигуре самого Ильи Озолина, который представляет собой тип артиста, сознательно избегающего массовой популярности и глянцевого лоска. Он не является медийной звездой первого эшелона, не ведет активной жизни в качестве инфлюенсера и остается фигурой скорее камерной. На протяжении карьеры он игнорирует законы шоу-бизнеса, предпочитая громкой славе живые выступления в небольших стендап-клубах.
Его творческий путь начался в середине 2010 годов, когда отечественный стендап только начинал формироваться как самостоятельное явление, но уже переживавшее свой подъем. По-настоящему заметный успех пришел к Илье после участия в «Открытом микрофоне», где он на фоне других комиков выделялся нарочито сдержанным и даже академическим стилем, построенным не на громкой экспрессии или саморазоблачении, а на филигранной работе со словом, тонких жизненных наблюдениях и изящных философских парадоксах.
Неожиданный выбор режиссера
Когда стало известно, что режиссер Бакур Бакурадзе, известный своим вдумчивым и даже дотошным подходом к подбору актеров, возьмется за масштабный проект о Лермонтове и пригласит на главную роль комика, новость вызвала искреннее удивление. Однако сам постановщик не испытывал сомнений в правильности своего выбора. Он долгое время искал артиста, обладающего способностью передать сложную натуру великого поэта — одновременно глубокую, рефлексирующую, постоянно заигрывающую с окружающим миром, надевающую маски.
«Когда появился такой человек — комик, который одновременно и тот и тот, — я понял, что это правильный выбор», — отмечал Бакурадзе в интервью, подчеркивая, что Озолин идеально воплощает эту дихотомию профессионального лицедея и живого, незащищенного человека.
Как комик стал Лермонтовым
По словам самого Ильи Озолина, который обычно неохотно дает комментарии прессе, в поле зрения режиссера он попал случайно, благодаря своему знакомству с актрисой Лизой Янковской, которая сама проходила пробы в этот фильм и в какой-то момент порекомендовала его кандидатуру. Внешнее сходство, которое многие отмечают, глядя на фотографии поэта и артиста, стало первым шагом. Но важнее оказалось то самое метафизическое попадание в нужный эмоциональный и психологический диапазон.
В трактовке Бакурадзе Лермонтов предстает не в виде хрестоматийного классика из школьных учебников, а как язвительный, остроумный и ядовитый молодой человек, чья показная надменность и злая ирония служат панцирем, скрывающим ранимую душу. Именно эту внутреннюю двойственность, постоянное колебание между сарказмом и уязвимостью, Озолину удалось передать на экране.
Игра бытия, а не перевоплощения
Важной параллелью стала сама личность комика, его жизненная позиция и отношение к публичности. Озолин, как и его экранный герой, не стремится к публичному имиджу, оберегает личное пространство. Эта редкая способность «быть, а не играть» и стала фактором, привлекшим режиссера. За холодной маской отстраненности и легкого высокомерия у Озолина, равно как и у Лермонтова, скрывается живой и глубоко чувствующий человек, и именно это внутреннее противоречие стало главным стержнем его актерской работы, придавшей образу объемность и психологическую достоверность.
Театральные подмостки
Еще до того как фильм «Лермонтов» вышел на экраны, Илья Озолин неожиданно для всех открыл новую главу в своей биографии, с блеском дебютировав на театральной сцене в авангардной постановке «Вишневый сон». Ему досталась роль Ермолая Лопахина, однако в этой смелой трактовке чеховский герой предстал в новом свете — странноватым, комичным предпринимателем, наделенным чертами «нового русского» из лихих девяностых годов.
Его персонаж, поначалу кажущийся единственным голосом разума и трезвого расчета в абсурдном мире пьесы, погружается в собственный внутренний раскол, теряясь на зыбкой грани между здравомыслием и нарастающим безумием. Озолин оказался физически выразительным, демонстрируя глубокое понимание роли и сценическое обаяние, что зрители напрочь забывали о том, что перед ними — человек, впервые вышедший на театральные подмостки.
Феномен артиста нового поколения
После успешного выхода «Лермонтова» и столь же резонансного театрального дебюта Илью Озолина можно причислить к новому типу артистов, которые приходят в авторское искусство из смежных сфер. Его творческий метод отличается от классической актерской школы; это не перевоплощение, а работа с собственной реальностью, с фактом своего органического присутствия в кадре.
Уникальный и во многом стихийный путь актера доказывает, что комедия и стендап могут стать не тупиком, а прямой дорогой к высокой драме, а вдумчивый наблюдатель жизни в одночасье превратиться в ее полноправного героя.
Философия жизни вне схем
Его жизненный принцип, который он не скрывает, — это пассивное течение без борьбы и без намерения во что бы то ни стало «выгрызать» себе место под солнцем. Возможно, именно эта органичность, отсутствие натужной старательности и делают его таким интересным и востребованным для современных режиссеров, ищущих на экране подлинность, а не отточенную технику. Несмотря на некоторую отстраненность, большая роль в “Лермонтове” Илье понравилась, однако для будущих проектов он выдвигает вполне конкретное условие: он открыт ко всем предложениям! Но только там, где тепло и желательно есть море.
Его творческий путь оказался непредсказуем, и в этой спонтанности заключается главная интрига и притягательность Ильи Озолина, все же остающегося для публики темной лошадкой. Теперь зрителям остается гадать, в какой роли и в каком амплуа он предстанет в следующий раз? Можно не сомневаться, что это будет так же неочевидно, свежо и ярко, как и “Лермонтов”.




