Екатерина Вилкова — личность с неиссякаемым внутренним зарядом и четкой жизненной позицией. Творческий путь Екатерины Вилковой — это не проложенная тропа, а скорее движение по наитию, куда направляют сердце и интуиция. Ее путь в кинематографе служит иллюстрацией того, как можно следовать собственным принципам, не подстраиваясь под модные веяния и сторонние ожидания. Много лет назад она приняла для себя установку, превратившуюся со временем в ключевое правило: браться за любую задачу и выполнять ее качественно или как минимум приложить к этому все возможные усилия.
Несостоявшаяся судьба
Карьера Екатерины Вилковой имела все шансы пойти по другому руслу, уводя в закулисье театров, а не на съемочные площадки. Свое начало она положила отнюдь не в кино — ее дебютные шаги были сделаны на театральных подмостках. Получив диплом Нижегородского театрального училища, а вслед за ним и Школы-студии МХАТ, актриса Екатерина Вилкова триумфально появилась в постановке на Новой сцене МХТ имени Чехова. Казалось, судьба актрисы предопределена, и ее ждет блестящее театральное будущее. Но как раз в тот момент, когда воодушевленная выпускница готова была окунуться в мир театра с головой, ее в него не пригласили. Врата маститого МХАТа, к которым она так стремилась, перед ней остались закрытыми. Сегодня Екатерина с улыбкой комментирует ту ситуацию: что поделаешь, вероятно, так было предначертано.
Кино – спасение и школа
Именно кинематограф в тот период стал для нее не просто альтернативой, а настоящей академией профессионализма, увлеченности и самоотдачи. Ее первые роли — образы в лентах «Стиляги» и «Тиски» — послужили мощным трамплином, задавшим направление всей последующей деятельности. Для Вилковой режиссеры с первых дней стали ключевыми учителями и гидами в мире кино. Она до сих пор с теплотой вспоминает своих наставников, у которых перенимала опыт. Актриса уверена в фундаментальном правиле: на площадке последнее слово всегда остается за режиссером-постановщиком, который, словно глава семейства, отвечает за весь процесс и итоговый продукт.
Со временем, когда к ней пришли слава и популярность, а с ними и поток приглашений из различных театров, внутренние установки перевесили сиюминутные порывы. Артистка не раз подчеркивала, что не намерена и не будет никого подводить, давая обещания, которые не в силах выполнить. Но что существеннее — того самого непреодолимого желания играть на сцене у нее так и не возникло. «Я понимаю, что в театр следует идти лишь тогда, когда не представляешь без него существования» — так она аргументирует свою точку зрения. Для нее лишено смысла сотрудничать с человеком, которому не доверяешь безраздельно, или играть в тех постановках, которые не находят внутреннего отклика.
Семья как источник силы
Умиротворение в жизни Екатерины во многом обеспечивает ее надежный семейный очаг. Коллега по профессии Илья Любимов, актер, преданный театру и служащий в знаменитой «Мастерской Петра Фоменко», стал для нее не просто мужем, а настоящей опорой и единомышленником. О своем избраннике Вилкова отзывается так: «За те пятнадцать лет, что мы рядом, процентов восемьдесят моего мировосприятия и той личности, которой я стала, — это его рук дело. Это не было нарочно… просто его любовь позволила мне вырасти и сформироваться в того человека, которым я являюсь сегодня».
Воспитывая дочь и сына, Екатерина следует принципам свободы и ответственности. Она не пытается отслеживать каждый их шаг, не проверяет дневники и не посещает родительские собрания, полагая, что дети с ранних лет должны учиться сами отвечать за свои решения. Ее сын, к примеру, уже отлично готовит и мастерски управляется с аэрогрилем. При этом сама актриса замечает: «Моим детям, возможно, не слишком повезло с мамой, но другой у них все равно не будет». Да, ее подход, быть может, далек от канонического идеала, но он искренний.
Творчество, непрерывное движение
Поскольку классической театральной «школы выживания» у актрисы не случилось, ее профессиональную форму и внутренний настрой поддерживает бурная деятельность в кино. Она никогда не стремится набрать как можно больше ролей, избегает работать над несколькими проектами сразу, чтобы не распылять внимание, и убеждена, что артист обязан постоянно эволюционировать, развиваться и не стоять на месте. Для нее не играет роли, претендует ли фильм на награды или это скромный сериал — выходить на площадку и трудиться с самоотдачей необходимо в любой ситуации. Это ее глубинная, личная необходимость, своего рода внутренний мотор.
О сложностях комедийного жанра
И пусть со стороны она всегда выглядит улыбчивой и легкой, Екатерина с долей настороженности воспринимает комедийные роли, находя этот жанр трудным и даже обманчивым. Смешить зрителя — задача повышенной сложности, утверждает она, оспаривая стереотип о легкости комедий. Во время работы над такими проектами она намеренно просит режиссеров сдерживать ее природную экспрессию, осознавая, что у каждого артиста есть свой уникальный комедийный талант и свои методы его воплощения.
Любопытно, что, несмотря на полную гармонию и взаимопонимание в браке, Вилкова не любит совместных съемок с супругом: «Я его насквозь вижу, а он — меня. Что я буду с ним в кадре изображать?» Муж, по ее словам, с уважением принимает эту позицию, ставя эмоциональный покой во главу угла при обсуждении таких решений.
Оставаться собой несмотря
Екатерина Вилкова сегодня — это самодостаточная, популярная артистка, жена и мать, сумевшая отыскать золотую середину между карьерой и личной жизнью. Но даже добившись значительных успехов, она не прекращает внутреннего движения, ищет новые грани в ремесле и в собственной личности. Ее мировоззрение лаконично и содержательно: не следует расходовать энергию, пытаясь что-то доказать окружающим, нужно просто искренне и с увлечением заниматься своим делом, погружаясь в него целиком. Екатерина убеждена: «Люди все равно останутся при своем мнении. Как ни старайся донести до них что-либо… никому до тебя нет дела, кроме родных и близких». И именно в кругу семьи, в любимой профессии и в заботе о себе актриса Екатерина Вилкова обрела и продолжает выстраивать свое собственное, уникальное счастье.