Самый эпатажный российский режиссер Валерия Гай Германика рассказала о готических вечеринках в далекой Финляндии, легендарных строгинских дискотеках, нашумевшем фильме «Девочки», так и не случившейся экранизации Лимонова, памятной встрече с самим Малькольмом Макдауэллом и о том самом «ненужном» кино, что навсегда осталось в атмосферных 2000-х.
Погружение в прошлое
Валерия признается, что ее личная машина времени — это определенно запахи и музыка. Ее личные 2000-е пахли для нее духами Lune d’Ete, которые когда-то были у мамы. Именно этими духами она и душилась, собираясь на каждую дискотеку, к которой молодежь готовилась целую неделю. Она до сих пор ярко помнит не только этот волнующий аромат, но и свои первые лаковые сапоги, и свою самую модную юбку. Что же касается музыки, то сейчас Валерия слушает ее достаточно редко, а некоторые старые композиции мгновенно переносят ее прямо в те годы. Группа Brainstorm с ее невероятно романтичными песнями или вечный трек Aicha, под который на всех строгинских дискотеках всегда танцевали медляк. «Обязательно! Все парни приглашали на медляк абсолютно всех девушек. Это было наше сакральное действие», — вспоминает Германика сегодня. Эти воспоминания будущий режиссер уже тогда начинала записывать в свой дневник, стараясь запечатлеть каждую деталь.
Ее самый обычный день двадцать пять лет назад мало чем был похож на жизнь обычного школьника. Часто Валерия сознательно не шла в школу, вместо этого могла засесть за интересными книжками или целый день смотреть MTV в томительном ожидании заветных клипов. А вечером непременно начинался настоящий “движ” — долгие прогулки с собакой, где уже собиралась вся тусовка. Это было то самое время, когда формировались ее взгляды и ее уникальное мироощущение, которое позже нашло отражение в творчестве.
Европейские каникулы готической субкультуры
Первый раз в Европу Валерия Гай Германика поехала в шестнадцать лет, отправившись с организованным туром. Позже ее особенно манила именно Финляндия, и причина для этого была весьма специфической. Режиссер вспоминает: «У нас вся субкультура была готическая, а все самые настоящие готы были в основном как раз из Финляндии. Там был знаменитый клуб, где на сцене выступали многие другие финские группы». Зарубежные поездки стали неотъемлемой и важной частью жизни всей ее готической тусовки, они определяли стиль и круг общения. Это было то самое место, где можно было почувствовать себя частью чего-то большего.
Как раз тогда же у нее появилась собственная группа, собранная вместе с подругами. Они сами играли на всех инструментах, сами пели. Группа так никогда и не давала настоящих концертов, зато они очень много репетировали, но репетиции часто заканчивались банальной выпивкой. Сегодня то время Валерия называет бесшабашной молодостью и бесконечными экспериментами.
От зооинженера к режиссеру
Следующим неожиданным поворотом в ее биографии стала учеба на зооинженера. Как позже оказалось, истинная причина была до смешного проста: «На вечернем отделении была очень крутая, мрачная тусовка». Учеба там очень быстро отошла на второй план, уступив место бурной жизни и вечеринкам. Позже, по настоятельному совету своего бойфренда, Германика поступила в институт Натальи Нестеровой, выбрав в итоге самый дешевый факультет — «кино и телевидения», так как все деньги были к тому моменту уже потрачены на вечеринки и модные платья. Спонтанное решение, которое, однако, определило всю ее дальнейшую судьбу.
Рождение «Девочек»
Снимать на камеру Валерия начала довольно рано, фиксируя все, что происходило вокруг нее: одноклассников, саму себя, любимых собак, личную жизнь. Она самостоятельно научилась аналоговому монтажу, даже не подозревая тогда, что уже снимает самое настоящее документальное кино. Переломным моментом в жизни стала судьбоносная встреча с Мариной Разбежкиной, которая посоветовала снимать именно свое близкое окружение. Так в голове родилась идея фильма про тусовку ее родной сестры. Сестра сегодня теперь ее директор и об этом фильме вспоминать не любит. Именно так на свет появились знаменитые «Девочки», ставшие голосом поколения.
Работа с реальностью
Как же удавалось добиваться такой живой динамики в своем фильме? Ее юные героини совершенно не зажимались перед камерой, во многом потому, что она сама была всего на четыре года старше их и была неотъемлемой частью их общей тусовки. Некоторые сцены, впрочем, все же конструировались и продумывались. Например, знаменитый эпизод в подъезде: «Я их попросила надавить на Катю, чтобы она эмоцию дала. Очевидно, что они и без меня это бы сделали, но мне нужна была кульминация». Это был режиссерский жест, который помог высвободить уже накопившееся напряжение.
Трилогия, которая не случилась
После громкого успеха «Девочек» на свет появились и «Мальчики», но, по ее собственным словам, Германика «недожала» этот проект. Ее планы на завершающий третий фильм так и остались лишь планами. «Я хотела сделать еще один фильм, но никто не хочет быть «жертвой моего кинематографа», — иронично отмечает она. Сейчас Валерия два года практически без остановки готовила очень личный фильм про саму себя, но монтировать его пока не решается из-за чрезвычайно сложного материала — тяжелых семейных кризисов. Ее близкие далеко не всегда понимают ее глубокую потребность снимать правду, какой бы горькой она ни была. Это вечное противоречие между искусством и личной жизнью.
Ностальгия по свободному кино
Говоря о 2000-х, Валерия с ностальгией вспоминает творческую атмосферу того времени в российском кино: «Сегодня очень мало снимают по-настоящему авторского кино. К нему почти нет интереса. В кинотеатры люди почти не ходят».
Она вспоминает, как ее фильм «Да и да» вышел в прокат буквально за три дня до вступления в силу запрета мата в кино, и люди шли на него с невероятным ажиотажем: «Мне этого очень не хватает. Я уже устала снимать бесконечные сериалы. Как говорит Лариса Гузеева, я уже выпорхнула из этих штанишек. Мне по-прежнему хочется снимать кино, но это сегодня больше никому не нужно». Вот такое сожаление о потерянной связи со зрителем.
И все же вспоминая старые годы, что навсегда осталось в той эпохи? Режиссер Валерия Гай Германика считает: «Там осталась моя юность. И хотя возвращаться на старые готические вечеринки уже не хочется, я до сих пор с удовольствием езжу на концерты The Cure и Мэрилина Мэнсона, искренне обожаю группу «Пикник», чей уникальный вайб способны поймать и прочувствовать далеко не все». Вот так из готических вечеринок ее личный путь неожиданно лежит к «Пикнику», завершая живой портрет целой эпохи, которая навсегда осталась в сердце.