Мы вступили в эру гиперфокусированного самоанализа, когда каждый пиксель на экране становится объектом пристального изучения и, увы, часто — критики. И это серьезно изменило подходы к красоте и запросы к косметологам.
Камеры с высоким разрешением в кармане у каждого. Мощные устройства, которые могут запечатлеть особенности внешности, в потоке однотипных фотографий кажущиеся изъянами, кардинально изменили восприятие людьми самих себя. Цифровая революция в области фотографий создала новые психологические феномены, которые напрямую влияют на косметологическую практику. Что же произошло? Об этом рассказала Мария Титова, врач-косметолог клиники La Dental soul.
Мария Титова
Врач-косметолог клиники La Dental soul
Все началось с селфи
Триггером для изменения пациентами восприятия отражения в зеркале стало селфи в 2014 году, когда пациенты смотрели на себя через объективы камер. С небольшого расстояния становились лучше видны все недостатки фигуры или морщинки, что и стало триггером для роста косметологических процедур и вмешательств пластических хирургов.
Пандемия COVID-19 привела к массовому переходу на видеоконференции, пациенты начали проводить часы перед экранами компьютеров, рассматривая измененное отражение себя и развивая негативное самовосприятие. Камеры видеоконференций, записывающие с несколькими фокусными расстояниями, искажали изображения, показывая пользователей с более округлым лицом, широко расставленными глазами, более широким носом и высоким лбом. И страх, что камера отражает реальность, породил новые комплексы и бум интереса к косметологии.
Соцсети и косметология
Проблема возрастающего давления на людей из-за внешности привлекает внимание исследователей, которые выявляют прямую зависимость между использованием социальных сетей и применением косметических процедур. Все — из-за снижения самооценки у пользователей приложений для редактирования фотографий по сравнению с теми, кто не использует ретушь. Чаще всего пользователи редактируют фотографии, маскируя кожные поражения и подсаживаясь на удочку восприятия себя без высыпаний или морщинок.
Дисморфофобия как результат
К сожалению, в некоторых случаях недовольство собой может привести к развитию дисморфофобии — одержимости реальным или предполагаемым незначительным изъяном во внешности. Дисморфофобия рассматривается как одно из самых изнурительных состояний психического здоровья, ведь подобная озабоченность может вызвать компульсивное поведение, которые может мешать повседневной жизни.
Дисморфофобия к тому же не всегда диагностируется, ведь ее симптомы упускаются специалистами или прячутся за другие диагнозы, такие как депрессия или социальная тревожность. Еще одна причина, по которой дисморфофобия может остаться без должного внимания специалиста, — люди с ней часто скрывают свои проблемы с телом из-за стыда и страха быть обвиненными в нарциссизме и эгоизме.
Соцсети только стимулируют
Дисморфофобия и проникновение социальных сетей во все аспекты жизни идут параллельно. Частое использование социальных сетей может быть значительным фактором риска развития дисморфофобии через сравнения и самообъективацию.
Пациент с дисморфофобией обращается за косметическими процедурами для исправления предполагаемого недостатка, испытывает глубокую неудовлетворенность результатами и настаивает на новых процедурах. Или навязчивое желание распространяется на другие аспекты внешности, затягивая в новый цикл борьбы с недостатком, видимым только пациенту.
Как работают шарлатаны
Как ни парадоксально, но большой объем информации о косметологических процедурах, доступный пациентам в социальных сетях, часто приводит к обращению к неспециалистам. Люди верят советам друзей, членов семьи и популярных блогеров, вместо того чтобы пойти на прием к специалисту. Выслушивая на приеме жалобы пациентов, врач часто слышит о долгом и бессмысленном лечении средствами, растиражированными в медиа или блогерами. Люди не считают свою проблему на коже достаточно серьезной для похода к врачу или признаются в страхе осуждения их специалистом, откладывая обращение из-за занятости.
Качество фотографий во вред
Повышение качества фотографий, сделанных смартфоном, стало пусковым механизмом для трансформации стандартов красоты и изменений работы дерматологов и косметологов, теперь исправляющих даже незначительные недостатки, заметные придирчивому взгляду пациента.
С одной стороны, радует забота пациентов о своей коже, желание излечить ее от акне, приостановить интенсивность красноты при розацеа, поддержать кожу в период менопаузы или помочь ей противостоять ритму города и внешним воздействиям, таким как загрязнение воздуха или фоновый стресс, которые истощают регенеративные способности кожи. Внимание к себе — хорошая тенденция, набирающая все большую популярность благодаря повышению уровня жизни и осознанию людей ценности кожи, первой принимающей удар всех жизненных метаний.
Стандартизация красоты
С другой стороны, пугает стандартизация красоты, потому что все больше пациентов пытаются вогнать себя в рамки мнимых параметров идеала, навязанного соцсетями, подвести свои природные изюминки, подаренные предками и являющиеся привлекающими особенностями, под соответствие тысячам одинаковых, в сущности, фото из Интернета. Люди стремятся к уничтожению даже мельчайших деталей, не вписывающихся в нарисованный в их сознании образ, забывая, что человеческое лицо асимметрично от природы и продолжает меняться. И в этом изменении и есть жизнь.
Камеры смартфонов кардинально трансформировали косметологические практики, создав не только новые вызовы, но и новые возможности. Люди стремятся исправить собственные ошибки ухода, предупредить заболевания кожи и внимательнее относятся к своей внешности. И косметологи адаптируются к изменениям и совершенствуют методы работы с пациентами, предлагая новые протоколы процедур, вписанные в ритм большого города. Однако ключевым моментом остается поддержание баланса между возможностями косметологических процедур и ожиданиями пациентов.