Реклама, опросы или мошенники, что еще хуже… Почему все спам-звонки обрушиваются именно на вас? Порой сидишь и думаешь: неужели есть какой-то «доброжелатель», который раздает номер направо и налево, чтобы кто-то позвонил и подоставал…
На самом деле все не так. Может «доброжелатель» и есть, но в спам-звонках виноват явно не он. Ваш номер телефона попадает в базу совсем иными путями. И виноваты в этом… вы сами!
Почему звонят именно вам
Несложно догадаться, что у мошенников и спамеров есть своя база номеров. Только остается загадкой, как контакты попадают в нее…
Для экспертов это давно не секрет. Сегодня известно о двух способах пополнения баз для спам-звонков:
- Мошенники получают клиентские базы (чаще из банков, платежных сервисов и интернет-магазинов). Затем они сопоставляют эти данные с другой доступной информацией о человеке, куда входит его имя и разные личные сведения (например, о наличии банковского вклада).
- Преступники применяют автоматический сбор телефонных номеров — тех, что есть в открытом доступе (в интернете). Это называется парсингом.
Контакты собраны: что дальше
Когда контактная информация получена, мошенники начинают продумывать разные коммуникационные уловки. Они названивают жертвам и начинают запугивать, давить психологически — любыми способами вводят человека в стрессовое состояние, в котором тот готов сам распрощаться со своими деньгами.
Со спамерами проще — они прозванивают по собранным номерам с опросами и рекламой. Да, деньгами завладеть не пытаются, но все равно неприятно получать по 100 спам-звонков на дню.
Реально ли защититься от спама
В целом да. И дело не только в бдительности и осторожности, которую тоже очень важно проявлять в век высоких технологий.
Некоторых россиян звонки мошенников и спамеров только веселят — они пытаются подшучивать над ними. А кто-то уверен в своих силах и считает, что может отпугнуть их — начинают заваливать звонящих положениями закона и даже угрожать жалобами, исками и т.п. Кто-то выбирает более или менее верную тактику — молчит. Способов «отпугивания» мошенников придумали немало, но все они не работают.
Статистика показывает: если человек начинает отвечать на входящие спам-звонки, значит, номер активный, он работает. В базе такой контакт значится как номер, на который можно продолжать звонить: нет-нет, да и ответят… Так что же теперь — смириться со спамом или, что еще хуже, с попытками поживиться вашими деньгами? Нет. Способы защиты есть, и они более надежные, чем молчание в трубку, угрозы или шутки.
Мало кто знает, что кое-какие настройки, которые помогают хоть как-то ограничить спам-звонки, есть в телефоне, и это далеко не все возможности. Давайте разберем несколько вариантов, как обезопасить себя от назойливых спамеров или, что еще хуже, мошенников.
Способ 1. Создайте «черный список» в телефоне
Пожалуй, этот способ самый простой. Правда, у него есть подводные камни, о которых мы скажем ниже.
Как в iOS, так и в Android есть возможность блокировки звонков от определенных абонентов. Так, раз за разом сталкиваясь со спам-звонками, вы постепенно сможете сформировать список надоедливых спамеров — надо лишь систематически пополнять его.
Правда есть одно но: ручная блокировка — дело трудоемкое и почти неэффективное. Современные мошенники слишком профессиональны. Они часто меняют номера — заблокировать все вряд ли получится. К тому же есть риск случайно заблокировать и действительно важные для вас контакты (номер банка, например).
Способ 2. «Заглушение неизвестных»
Этот вариант более продвинутый. Такая опция есть почти во всех современных смартфонах. Она позволяет сформировать «белый список» абонентов — вам смогут дозвониться только те, чьи номера есть в вашей телефонной книге, в предложениях голосового помощника или с кем вы недавно общались. Все остальные звонки будут перенаправляться на голосовую почту.
Блокировка получится тотальной. От назойливых спам-звонков она спасет, но при этом есть вероятность пропустить и важные вызовы (например, от курьера или службы безопасности банка). Тут уж надо смотреть по ситуации и взвешивать все за и против: что для вас важнее — безопасность или комфорт коммуникации.
Способ 3. Установите приложение
Сейчас много специальных программ, которые можно установить на свой смартфон и наслаждаться тишиной… Есть как платные, так и бесплатные. В любом случае работают и те, и другие.
Способ такой защиты весьма надежный. Главное его преимущество — постоянно обновляемая база данных спам-номеров, «вшитая» в такие программы. Приложения заточены на определение организации или человека, кому принадлежит номер телефона. Некоторые даже автоматически относят спам-номера к определенной категории, в зависимости от того, с каким предложением звонят — «Займы», «Медицинские услуги», «Связь и интернет». Сервисы предупреждают и о том, были ли жалобы на спам или мошенничество с входящего номера. Звонки с подозрительных контактов они блокируют автоматически, что очень удобно.
Способ 4. Звонки мошенников можно запретить
На днях Госдума приняла законопроект, который защитит граждан от телефонных и кибермошенников. Один из ключевых его пунктов — возможность для абонентов самостоятельно устанавливать ограничения на исходящие международные звонки, а также запрещать спам-обзвоны и массовые СМС-рассылки.
Сработают ли такие самозапреты так, как того ждут от них? Скорее, да. Эти меры очень действенные, потому что они лишают мошенников физического доступа к гражданам. Если при этом в законе будут учтены и кое-какие направления (например, конкретные страны, из которых чаще всего поступают звонки мошенников), это еще больше повысит эффективность таких мер.
Операторы связи уже отмечают кое-какой эффект уже после анонсирования законопроекта. Они заметили, что количество звонков от телефонных мошенников ощутимо сократилось. Теперь осталось дождаться, когда новые меры вступят в силу и россияне смогут применить их. По большей части это будет реально с 1 июня 2025 года.
Нужны ли дополнительные инструменты для защиты от навязчивых звонков от спамеров и мошенников? Разумеется, да. Причем хороша не только эта мера с самозапретом — нужно придумывать и разрабатывать новые.