Лариса Гузеева — человек, обладающий способностью полностью присутствовать в моменте, наполняя его такой энергией и смыслом, что все остальное будто перестает существовать. Ее пронзительный взгляд, точные, будто отточенные формулировки и даже молчание говорят о человеке, который прожил множество жизней в одной и сохранил при этом глубину восприятия мира. Сейчас зрители наблюдают актрису в комедийном сериале “Три сестры” в роли матери трех дочерей, которая впервые в жизни решились кардинально поменять свою жизнь.
Это вовсе не сила
Многие воспринимают Ларису Гузееву как жесткую, даже агрессивную женщину, но сама актриса уверяет, что за этой внешней броней скрывается совершенно иная сущность: «То, что люди принимают за мою силу и бескомпромиссность, на самом деле является всего лишь защитным механизмом. Это проявление огромной внутренней уязвимости. Я больше не могу позволить себе роскошь разочаровываться в людях, поэтому сразу выстраиваю четкие границы».
Человек-рентген
Ее способность практически мгновенно понимать суть человека кажется почти сверхъестественной! В программе «Давай поженимся!» она за считаные секунды определяет, кто перед ней — искренний человек, готовый к серьезным отношениям, или тот, кого она сама метко характеризует как «не жених, а инцидент». Однако сама Гузеева настаивает, что в этом нет ничего мистического – это просто навык, который она вырабатывала годами, проходя через множество жизненных ситуаций: “В молодости я часто ошибалась, слишком доверяла не тем людям и в результате попадала в крайне неприятные истории. Теперь же я вижу человека насквозь: вот этот пришел просто поразвлекаться, а этот хотя и женат, хочет что-то доказать себе или окружающим”.
Присутствие камеры, по ее словам, только обостряет это восприятие. Когда человек оказывается под софитами, он может думать, что выглядит уверенным и собранным, но на самом деле чувствует себя абсолютно обнаженным. И она как телеведущая сразу замечает, когда герой начинает лгать или играть несвойственную ему роль.
Такая разная личность
Но в обычной, повседневной жизни актриса Лариса Гузеева совершенно другая. «То, что зрители видят на экране, — это искусственно созданный образ, специально разработанный для проекта, — признается она. — Я так не одеваюсь в быту, не крашусь таким образом и уж точно не общаюсь с людьми в подобной манере». Именно поэтому телезвезда сознательно избегает новых знакомств — люди часто ожидают увидеть в ней ту самую резкую и едкую ведущую, которую знают по телевизору. Ей это совершенно неинтересно: она не цирковой артист, чтобы развлекать публику, и такое отношение ее только оскорбляет.
Старость не милота
Лариса Гузеева не скрывает, что процесс старения дается ей нелегко. Актрисе искренне не нравится отражение в зеркале, когда она смотрит на себя по утрам. В социальных сетях она безжалостно редактирует фотографии, убирая все, что кажется лишним или неидеальным: “А зачем это делать? Кого я должна удивлять своей внешностью? Есть молодые красивые девушки, а есть те, кто просто старается выглядеть моложе своих лет”.
“Все это естественно”
При этом Лариса Гузеева сознательно не гонится за вечной молодостью и не прибегает к радикальным процедурам омоложения. «Красивое старение — это оксюморон? Вовсе нет, просто все должно быть уместно и гармонично, — рассуждает она. — Если в деревенской глубинке внук с нежностью целует бабушкины руки, покрытые возрастными пигментными пятнами, это трогательно и естественно. Но если у известной актрисы на красной дорожке появляются такие же руки, это уже вызывает вопросы и требует осмысленного подхода».
Любовь и требования к себе
Актриса неоднократно говорила, что себя не любит, но сейчас эта фраза приобретает иной смысл: «Что значит не люблю? Мне просто не нравится, как я выгляжу в определенные моменты, потому что мне часто лень что-то кардинально менять. Но я не страдаю от этого и не делаю трагедии. В моей жизни было много достижений, и я искренне горжусь тем, чего смогла добиться».
Ей совершенно чужды современные тренды на самолюбование и культ собственной личности. У нее нет этой почти нарциссической влюбленности в себя, которой сегодня страдают многие публичные люди. Актриса находит счастье и удовлетворение в разных вещах, не связанных с постоянным самолюбованием: “Моя радость и удовлетворение жизнью кроются в простых, но важных вещах. У меня есть дети, которых я бесконечно люблю, есть несколько действительно близких подруг. Я не чувствую себя одинокой или потерянной. И я всегда умела ценить то, что у меня есть”.
Зацементированная боль
С годами ее круг общения стал намного избирательнее. Актриса признается: сегодня через ее личное «сито» проходит не более 1% людей, которые встречаются на пути. Ей совершенно неинтересно часами обсуждать чужих собачек, кошечек или детей. А если это действительно будет нужно, она всегда сможет найти соответствующую информацию в интернете.
Сейчас она учится жить для себя, а не для других. Хочется успеть все и сразу: выпить, закурить, влюбиться, объездить весь мир, получить максимум впечатлений. “Можно осознать, что нужно попросить прощения у человека, которого нечаянно обидел сорок лет назад. Невероятно трудно раскапывать ту боль, которую ты годами закапывал в глубинах своей души. Но если ты хочешь жить без этого груза, приходится проделывать эту сложную работу», — говорит актриса.
Достоевский и «Снежная королева»
Сейчас на прикроватной тумбочке актрисы лежит томик «Братьев Карамазовых» Достоевского. Этот писатель не вызывает чувства тяжести, о котором часто говорят другие. Когда внутри накапливается столько боли и опыта, что хватило бы на сотню людей, можно читать его произведения спокойно, почти отстраненно, находить в них глубокую правду жизни.
Любимой сказкой актрисы с детства остается «Снежная королева». Она всегда ассоциировала себя именно с Гердой, и это была история о настоящей преданности и силе любви. Кто из нас в глубине души не мечтал быть таким верным и самоотверженным другом?
Роль с перевоплощением
Недавно закончилась работа над криминальной драмой «Холод», где Гузеева сыграла одну из самых сложных ролей в своей карьере — деспотичную чиновницу Цапкову. Для этой роли ей пришлось полностью изменить свою внешность: она радикально осветлила волосы и брови, чтобы даже внешне не напоминать привычный образ. «Играть такого сложного, противоречивого персонажа, оставаясь в своем привычном амплуа, было бы просто невозможно, — объясняет она. — Это была полностью моя идея — я хотела, чтобы зритель увидел на экране совершенно другого человека, а не привычную телеведущую».
Готовясь к роли, актриса изучала архивы, связанные с Ильзой Кох — печально известной нацистской преступницей, получившей прозвище Бухенвальдская ведьма. Перевоплотиться в такой образ оказалось не простым. «Такие роли даются тяжело в психологическом плане, — признается актриса. — Ты буквально заставляешь себя залезть в чужую кожу, в совершенно чуждую тебе систему ценностей, и это неизбежно вызывает внутреннюю боль и противоречия».
Но, кажется, именно через эту боль и сложные переживания Лариса Гузеева и находит свою творческую силу и вдохновение. Она не боится сложных тем и тяжелых эмоций, потому что точно знает: только так, проходя через настоящее, можно создать что-то по-настоящему важное и искреннее. Для многих эта актриса, начинавшая свой профессиональный путь в советские годы, доказывает, что настоящая сила кроется не в избегании боли, а в способности трансформировать ее во что-то большее.