Недавно в соцсетях буквально взорвался новый мем. На первый взгляд, в нем нет ничего особенного: на фото изображен обычный парень в джинсовой рубашке и очках, который просто смотрит в камеру. Никакого юмора в самой картинке нет, и смех вызывает лишь подпись: «Умный человек в очках, скачать обои». Весь интернет начал использовать этот снимок в разных вариациях, насколько хватило фантазии, а мы попробуем выяснить, что же за этим стоит.
(Не) загадочный персонаж
Оказалось, что на фото — популярный блогер Ян Топлес (настоящее имя — Ян Лапотков). Этот кадр был сделан несколько лет назад после одной из фотосессий. На нем Ян стоит на фоне размытых городских огней, и вся композиция очень напоминает готовые обои для рабочего стола. Долгое время это фото пылилось в архивах, пока летом 2025 года его не откопали пользователи TikTok.
Именно там он и появился впервые с той самой подписью, по которой пользователи стали его искать в интернете. Кто был тем самым первооткрывателем, уже не установить — контента в Сети слишком много, чтобы отследить источник. Фотография моментально ушла в народ и стала использоваться абсолютно везде, часто без какого-либо логического объяснения. Ее вставляли в ролики, посты и мемы, где она выглядела максимально неуместно и абсурдно.
Всерьез или в шутку?
Взлет этой простой картинки до небес — прекрасный пример того, как работает современный интернет-юмор. Все дело в двух понятиях: постирония и щитпостинг. Постирония — это когда уже невозможно отличить, шутят ли люди всерьез или просто иронизируют. А щитпостинг — это бесконечное и бездумное тиражирование бессмысленного контента, просто потому что это стало трендом.
TikTok стал той самой стартовой площадкой, откуда мем перекочевал в Telegram и другие платформы. Простота формата сыграла ключевую роль: один и тот же снимок можно было вставить куда угодно, нарушая любую логику повествования и создавая комичный эффект нелепости. Мем стал настолько универсальным, что его начали использовать даже в англоязычном сегменте интернета.
Естественно, нашлись и те, кто решил на этом заработать. На маркетплейсах моментально появился «мерч» с этим изображением — футболки, кружки, наклейки. Что удивительно, даже крупные бренды довольно быстро подхватили эту волну, что обычно происходит далеко не сразу.
В чем, собственно, смысл
А вот здесь и кроется главная «фишка» — смысла нет абсолютно никакого. Это просто фотография человека с абсолютно бессмысленной подписью. Если вы попытаетесь найти какую-то логику или скрытое послание, то, скорее всего, на большее, кроме абсурда, нет смысла рассчитывать.
Суть мема — как раз в его бессмысленности. Это своеобразная реакция молодого поколения на постоянный информационный шум и перегруз. Когда вокруг слишком много «важной» информации, иногда психике проще просто посмеяться над чем-то абсолютно глупым и лишенным контекста. Это может восприниматься как некий способ сохранить рассудок в безумном потоке контента.
“Начинаю смеяться…”
Ян Топлес отреагировал на свою неожиданную славу с большим чувством юмора. На своем канале он честно признался, что сначала был в полном недоумении: «Что значит быть мемом? Я увидел какой-то пост, подумал: ну ладно, окей. Потом незнакомые люди стали добавляться в друзья, а настоящие друзья присылать видеоролики и посты. Поначалу я не понимал, что это не шутка, а все намного серьезнее. В какой-то момент я был даже уверен, что профили моих знакомых взломали».
Но затем, по его словам, он втянулся и даже проникся этой ситуацией, которую кроме как абсурдом не назовешь: «Я вижу, как люди переворачивают, искажают оригинальную идею фото. Это начинает злить, но потом я успокаиваюсь и просто начинаю смеяться».
На волне популярности Ян Топлес сменил аватарки в соцсетях на тот самый кадр и запустил официальный мерч с «умным человеком в очках». Как сказал сам блогер, он не ожидал, что такая простая и даже скучная фотография станет эталоном постиронии.
Мема много не бывает
Классический вариант видеоролика, который крутится в Сети, — это когда в самом неожиданном месте видео резко обрывается, и на экране появляется фото Топлеса с подписью. Но народная фантазия на этом не остановилась. Появились ролики, где лицо блогера в очках заменяет собой все логотипы на смартфоне, возникает на стенах в компьютерных играх или даже смотрит на зрителя через дверной глазок. Абсурдность достигла такого уровня, что это уже даже не смешно, а именно поэтому это и смешно.