Домой Жизнь «Вся ответственность за спектакль лежит на мне»: Алла Сигалова о театре и...

«Вся ответственность за спектакль лежит на мне»: Алла Сигалова о театре и своих постановках

24
0

"Вся ответственность за спектакль лежит на мне": Алла Сигалова о театре и своих постановках

В спектакле «8 разгневанных женщин», который стартовал на сцене МХТ Чехова, восемь разных женщин оказываются запертыми в замкнутом пространстве, где каждая вынуждена не только раскрывать свои самые потаенные секреты, но и сталкиваться с неприглядной правдой о других. Казалось бы, детективный сюжет Робера Тома служит лишь обрамлением для запутанной истории об убийстве, однако на самом деле он становится мощным катализатором, обнажающим самые глубинные человеческие страхи, слабости и неожиданные проявления силы духа. Алла Сигалова, выступившая одновременно режиссером-постановщиком и исполнительницей одной из ключевых ролей, подчеркивает, что этот спектакль — прежде всего, исследование человеческой природы, сложного переплетения судеб и тех решений, которые люди принимают, оказавшись перед лицом серьезных испытаний.

Подготовка к премьере, по словам Сигаловой, вопреки ожиданиям прошла слаженно, несмотря на то что в постановке занят поистине звездный состав ведущих актрис современного театра и кино. «Это был исключительно вопрос грамотной организации и логистики, не более того», — коротко признается Алла. А вот главной технической сложностью стало освоение непростых многоуровневых декораций. Тем не менее блестящий актерский ансамбль в лице Дарьи Мороз, Софьи Эрнст, Александры Ребенок, Ани Чиповской, Марии Фоминой, Софьи Шидловской и Юлии Чебаковой продемонстрировал профессиональную сплоченность на сцене, позволившую создать по-настоящему гармоничное сценическое действо.

Почему именно «8 женщин»

Сигалова, известная своей принципиальностью в выборе материала, признается, что решение взяться за эту пьесу было продиктовано двумя причинами. Во-первых, редкая в современном театре возможность задействовать на равных правах сразу восемь первоклассных актрис — сегодня практически не существует качественного драматургического материала, рассчитанного на такой масштабный и разнообразный женский ансамбль.

Во-вторых, и это особенно важно, постановка давала шанс высказаться на тему, которая уже много лет волнует режиссера и которую она считает принципиально значимой. Сигалова сознательно оставляет зрителю пространство для самостоятельной интерпретации: «Кто-то из зрителей обязательно увидит в спектакле именно то, что я как автор закладывала, а кто-то воспримет все совершенно иначе. И в этом нет ничего плохого».

Такие разные женщины

Примечательно, что сама она категорически отказывается выделять среди восьми героинь какую-то одну любимую. Все персонажи обладают индивидуальностью и представляют особый интерес для исследователя человеческой природы. Каждая из женщин в пьесе несчастлива по-своему, каждая переживает свою личную драму и находит собственный, подчас неожиданный путь преодоления жизненных трудностей. «Собственно, об этом и весь спектакль», — коротко резюмирует Сигалова.

Режиссер на сцене

Совмещение ролей постановщика и актрисы в одном спектакле для Сигаловой давно стало привычной практикой, вызывающей удивление разве что у непосвященных. «Очень многие выдающиеся режиссеры играют в своих собственных фильмах и спектаклях. Взять хотя бы Райкина — он всегда так делает», — объясняет Сигалова.

Главное в этом непростом сочетании, по ее мнению, — железная дисциплина и способность мгновенно переключаться между разными профессиональными ипостасями: буквально бегать между сценой и зрительным залом, держа в голове и в поле зрения каждую, даже самую незначительную деталь постановки.

Характерно, что всю ответственность за происходящее на сцене Сигалова принимает исключительно на себя, даже если в ходе спектакля какая-то из актрис вдруг забывает текст, она считает, что виновата в этом именно она как режиссер: значит, это она где-то недоработала, недосмотрела, не подготовила актрису должным образом.

Поистине максималистский подход, понятен и близок не всем, однако для Сигаловой это единственно возможная позиция: «У меня особенная профессия — прежде всего, я режиссер, хотя начинала как хореограф. Поэтому вся полнота ответственности лежит исключительно на мне, иначе нельзя».

Актерская профессия

Алла Сигалова, имеющая за плечами 43 года педагогической деятельности в ведущих театральных вузах страны, убеждена, что научить актерскому мастерству можно только того, кто изначально обладает безусловным талантом. Она принципиально не берет в театральный институт людей бездарных — конкурс позволяет отбирать действительно одаренных. Но даже самый ярко одаренный студент далеко не всегда достигает профессиональных высот, поскольку слишком многое зависит от силы характера, воли к победе, способности день за днем преодолевать себя и обстоятельства.

Сигалова повторяет как аксиому такое убеждение:

Не надо сидеть сложа руки и ждать у моря погоды, нужно постоянно, ежедневно работать.

Театр для нее остается лучшей школой, закаляющей актера, развивающей его особые «эмоциональные мышцы». Сигалова говорит:

Каждый волен выбирать свой путь. Сколько мы знаем великих артистов, которые никогда не работали в театре, но достигли невероятных высот в кино.

О людях, таланте и профессиональной честности

Для Аллы Сигаловой человек — самое главное богатство, которое есть на Земле. Режиссера по-настоящему восхищает талант в любых его проявлениях: «Я всегда нацелена на то, чтобы разглядеть эту искру в людях. Это то, что дает мне силы и вдохновение».

В профессиональной деятельности Сигалова особенно ценит честность. Например, открыто указывает источники вдохновения и оммажи в своих спектаклях. В «8 женщинах» внимательный зритель без труда найдет отсылки к легендарным «Служанкам» Романа Виктюка и прямую цитату из знаменитых «Гвоздик» Пины Бауш. «Крайне важно, чтобы все это было четко обозначено в программке, потому что речь идет о профессиональной этике», — считает Алла Михайловна.

Что до честности от окружающих, ничего специального Сигалова от них не требует: «Я не зацикливаюсь на том, насколько другие честны со мной — это их личное дело. Главное, чтобы я сама всегда оставалась честной перед собой и зрителем».

Театр – катализатор чувств

Главную задачу театра Сигалова видит в одном — разбудить в зрителе настоящие, живые чувства. В эпоху, когда публика избалована зрелищными спецэффектами и визуальными экспериментами, особенно важно попадать прямо в сердце. Алла Михайловна считает: «Современному зрителю нужен не просто спектакль, а настоящий эмоциональный выстрел, задевающий самые глубокие струны души».

Однако существуют границы, которые она как художник никогда не переступит. Подлинная творческая свобода возможна только при жесткой внутренней дисциплине. Потому от всех, с кем работает, Сигалова требует дисциплины.

О себе и неизбежных переменах

За четыре десятилетия преподавания Сигалова пришла к интересному выводу: студенты по своей сути не меняются, они так же жаждут знаний, так же открыты всему новому, как и их предшественники много лет назад. А вот она сама, по собственному признанию, стала мягче в общении, но гораздо жестче в отношении к фальши: «Раньше я могла многое простить человеку за талант, теперь, увы, нет».

Ее неуемная энергия и горячий темперамент остаются главными двигателями творчества: «Олег Табаков любил повторять, что артисту необходимы две вещи: неиссякаемая энергия и природное обаяние. Думаю, и то, и другое у меня в достатке».

«Щастье!» и вечно живой Маяковский

Помимо “8 разгневанных женщин” в Театре Моссовета Сигалова представила спектакль «Щастье!», созданный на основе знаменитой пьесы Маяковского «Клоп». Алла Михайловна делится своими впечатлениями: «Есть гении, к творчеству которых можно обращаться в любую эпоху. Тексты Маяковского в сочетании с музыкой Дашкевича и либретто Кима звучат сегодня невероятно современно и мощно, несмотря на прошедшие десятилетия. Актуальность как таковая далеко не всегда должна быть самоцелью театра. Гораздо важнее, чтобы материал по-настоящему волновал и трогал сердца».

Искусство требует… сладкого

Свою потрясающую физическую форму Алла Сигалова поддерживает благодаря железной дисциплине. Каждое утро она начинает с кефира с семенами чиа, мясо практически исключено из рациона — оно тяжело для желудка, мешает полноценно работать на репетициях. Однако есть и слабость в виде любимых тортов и пирожных, от которых приходится категорически отказываться. Даже такой энергичной и неутомимой женщине, как она, приходится идти на жертвы ради искусства.