Домой Новости Русские классики литературы 19 века

Русские классики литературы 19 века

67
0

В последнее десятилетие девятнадцатого и первое двадцатого века основным направлением русской литературы оставался реализм. При «живых классиках реализма» Льве Толстом, Антоне Чехове и Владимире Короленко, читавших по всей России, общество развивалось по демократическим идеалам. Они описывали существующий порядок жизни и твердо верили в человеческое творчество и социальную справедливость. Хотя их произведения были очень личными, эти авторы затрагивали и общие темы, которые были жизненно важны для каждого из них: отношения между народом и интеллигенцией, место интеллигенции в революции, ответственность искусства за то, что происходит в мире. Вы можете читать стихи и произведения классиков на сайте https://lit-ra.su

Чехов
Реализм рубежа веков, возникший из естественного стремления к новаторству, ярко отразился в Антоне Чехове (1860-1904). Темой были — не сразу заметные — изменения в мышлении и состоянии ума людей, в том, как они оценивали мир и самих себя. Чехов добавлял к своим образам глубокие социально-философские пассажи, которые всегда оставались конкретными, житейскими, правдоподобными. Художник ставил под сомнение образ жизни во всех его проявлениях: общественном, нравственном, бытовом (см. Бытовая история, Дуэль, Комната № 6, Человек в футляре, Крестьяне, В овраге, Дама с собакой). Новаторство Чехова, пожалуй, наиболее ярко проявилось в его пьесах, оказавших огромное влияние на русский и европейский театр («Иванов», «Чайка», «Дядя Ваня», «Вишневый сад»).

Писатели Среды и Знания

Александр Куприн
Во второй половине 1990-х писатели-реалисты объединились в литературный кружок «Среда». Несколько позже вокруг этого кружка возникло «Знание» — издательство демократического масштаба во главе с Максимом Горьким (1868—1936). Александр Куприн (1870-1937; Молох, Олеся, Дуэль, Гранатовый браслет) считается наиболее значительными реалистическими писателями Среды и Знания; Иван Бунин (1870–1953; стихи и рассказы, рассказы «Деревня», «Суходол», «Господин из Сан-Франциско»); Викентий Вересаев (1867-1945; Выхода нет, На повороте, На всю жизнь) и сам Горький. Его творчество было не только «знанием литературы», но должно быть причислено к общерусской и мировой культуре. В дореволюционный период, начиная с «Макара Чудры», творчество Горького развивалось от романтических, фольклорно-героических рассказов («Старуха Изегриль») и «нищенских повестей» («Люди прошлого», «Челкаш») к грандиозным общественно-критическим революционным повестям и романам типа «Фома Гордеев» и «Мать», пьесы «На дне», «Летние люди», «Варвары», «Мещане», «Враги».

Неореалисты
В 1910 году «падение реализма», как его называли критики, начало вызывать неприязнь у нового поколения писателей. Обычно их называют «неореалистами». Многие из них позже вышли на передовые позиции советской литературы: Алексей Толстой, Михаил Прывшин, Константин Тренев, Сергей Сергеев-Ценский.

Новая деревенская поэзия 1910-х гг.
После 1910 г. появилось новое поколение поэтов из сельской местности. Среди них Николай Клюев, чья поэзия была в основном населена патриархальными крестьянами с их наивным религиозным мистицизмом, и Сергей Клычков, поэт «народных» произведений, частично испытавший влияние Александра Блока и символистов. В этот же период начинается творческий путь Сергея Есенина (1895-1925). Для него деревенская тема переросла в тему Отечества, национальных судеб, деревни, короче: в тему России.