Она легко могла бы покорять подиумы, но выбрала небо. Елизавета Лукьянова из Уфы – полуфиналистка конкурса красоты «Топ стюардесс», которая знает о полетах все. Она воплотила в жизнь детскую мечту и стала бортпроводницей. Длинноволосая красавица, которая учится заочно на психолога, рассказала о работе стюардессы, боязни полетов, штрафах для авиадебоширов, идеальном пассажире и самом тяжелом испытании.
Небо – ее стихия
Лиза, родившаяся в Уфе, с детства завороженно смотрела на самолеты, низко пролетавшие над ее домом. И ей казалось, что до лайнеров можно дотянуться рукой. Лукьянова часами стояла, задрав голову, и представляла, кто и куда летит, какие далекие страны ждут пассажиров. В 18 лет она впервые поднялась на борт и поняла, что хочет работать в авиации.
Строгие требования
Правда, романтика быстро сменилась суровой реальностью. По словам Лукьяновой, требования к стюардессам очень строгие:
- Рост от 160 см.
- Индекс массы тела не выше 25 (при 165 см максимум 58 кг).
- Никаких татуировок на видимых местах.
- Готовность работать в бешеном ритме, потому что на счету каждая секунда.
Да, многие стюардессы выглядят как модели с обложки, но гораздо важнее не внешность, а уверенность, стрессоустойчивость, скорость реакции и умение общаться с пассажирами. Перед каждым полетом Лиза проверяет кислородные баллоны и кресла, а после пишет кипу отчетов. Каждая бортпроводница сможет вывести пассажиров из горящего самолета, остановить кровотечение и помочь при переломах.
Миф о баснословной зарплате
Кстати, Лиза развенчивает этот миф, говоря, что зарплата зависит от того, сколько она налетала, но не рейсов, а дней. Так, 3 перелета за сутки считаются как один. Да, есть доплаты за ночные и командировочные рейсы, но в целом такую зарплату легко можно получать и на земле.
Приятный бонус – льготные билеты для себя и родных, благодаря чему Лукьянова успела свозить младшую сестру в две страны.
Страх полетов
Сама Елизавета к перелетам привыкла, но понимает тех, кто боится. Она знает: если паника настигла в воздухе, то лучше попробовать заснуть или сделать дыхательные упражнения.
А еще нельзя пить алкоголь перед полетом, даже если нервы на пределе, потому что горячительные напитки только усугубляют ситуацию.
Дебоширы и идеальные пассажиры
Работа бортпроводника – это не только улыбки и кофе. Иногда приходится иметь дело с пассажирами, которые ведут себя неадекватно. Бывают рейсы, особенно с вахтовиками, когда они решают, что самолет – это бар. И если словесные предупреждения не помогают, бортпроводницы просят помощи у других пассажиров или мужчин из экипажа. И да, наручники на борту – это не миф. Частенько бывает, когда нетрезвые агрессивные пассажиры пытаются пробраться в кабину пилотов, и такие попытки жестко пресекаются. В крайних случаях стюардессы вызывают полицию, и авиадебошира ждет штраф.
А идеальный пассажир, по мнению Лизы, – тот, кто спокойно проходит на борт, не мешает другим и спит весь полет.
Жизнь между рейсами
Но за возможность летать и видеть мир приходится платить. Лиза говорит о кислородном голодании на высоте и сухом воздухе, от которого страдает кожа и может начаться раздражение даже от привычной косметики. Весь рейс она на ногах, ноги ноют, а перспектива варикоза не радует.
Но самое тяжелое испытание – это хаотичный график, и три ночных перелета подряд тут же выбивают из колеи. Организм не понимает, когда спать, а когда бодрствовать. Особенно тяжело после отпуска, когда приходится снова влетать в бешеный ритм. Некоторые коллеги спасаются энергетиками, но сама девушка предпочитает просто высыпаться.
Сейчас Лиза, которая учится заочно, совмещает полеты с учебой. Книги по психологии – ее постоянные спутники, помогающие глубже понимать людей, с которыми встречается на борту. А своим участием в конкурсе «Топ стюардесс» Лукьянова доказала, что за внешним лоском скрывается тяжелый труд.